– Господин Ятом, в течение двух недель произошли беспрецедентные теракты в Лондоне и Шарм-аш-Шейхе. Можно ли говорить о связи между этими событиями?
═
– Речь идет об организационно скоординированных событиях. У каждого из них был временной повод: в Египте теракты приурочены к 23 июля, годовщине «революции офицеров» 1952 года, в Лондоне – к совещанию «большой восьмерки», в Мадриде – к парламентским выборам. Цель у этих акций общая – внести максимальную дестабилизацию в жизнь в указанных странах. Этого можно добиться стратегическим терактом – направив самолеты на «башни-близнецы», то есть нанеся удар по символам западной цивилизации. А можно – нанося удары по отдельным объектам, например по лондонскому метро. Взрывы в Египте – это отдельная история. Там у террористов была и остается одна цель – президент Мубарак и его режим. Напомню, что с Мубараком у организаций, проповедующих исламский джихад, есть давний кровавый счет, начиная с убийства его предшественника Анвара Садата, через события 90-х годов, когда Мубарак подавил очаги внутриегипетского террора и вплоть до сегодняшних дней. Организатор покушения на Садата – Айман аз-Завахири, который сегодня является заместителем и ближайшим помощником бен Ладена, – вряд ли отказался от своих намерений добиться исламизации арабских режимов, в первую очередь в крупнейшей из арабских стран – Египте. Не стоит забывать, что Египет приближается к дате выборов, и исламские экстремисты демонстрируют свое негативное отношение к действующему руководству, которое, по их мнению, не является достаточно исламским.
═
– Какие шаги должен предпринять Египет для противодействия террору? В Лондоне, например, полиция получила приказ стрелять на поражение в любого, кто ей покажется подозрительным. Как поведет себя Мубарак?
═
– Напомню, что девять месяцев назад террористы нанесли удар по другому курорту на Синайском полуострове – Табе. Тогда египтяне практически никак не отреагировали. На сей раз могу предположить, что реакция будет иной. У президента Мубарака не останется другого выхода, кроме жестких шагов, – подобно тому, что он сделал в 90-е годы против исламских экстремистов. Будут аресты активистов движений, пропагандирующих исламский джихад. Внутри этих организаций активизирует свою работу египетская разведка. Мубарак направит все свои усилия на поимку организаторов последнего теракта и проведение громкого судебного процесса над ними. Он хорошо понимает, что на этот раз речь идет уже не просто о нанесении ущерба туристическому бизнесу, который является основным источником существования жителей Синайского полуострова. Теперь египетский лидер стоит перед испытанием на прочность: если он не предпримет жестких шагов, то следующий, еще более крупный теракт – это лишь вопрос времени. Думаю, что он это знает, и стоит ожидать значительно более активных действий египетских спецслужб, нежели в октябре прошлого года.
═
– В рамках подготовки к размежеванию израильтян с палестинцами на этой неделе должен быть подписан договор между Египтом и Израилем о дислокации в пограничной зоне между Египтом и Газой 750 египетских солдат, которые будут препятствовать подпольной поставке оружия террористам в секторе Газа. В контексте пораженного терактами египетского режима насколько такой договор оправдан?
═
– Безусловно, оправдан. 750 человек на границе между Египтом и сектором Газа, с одной стороны, не представляют никакой опасности для Израиля. С другой стороны, их дислокация на границе с Палестинской автономией, а значит, большее практическое участие Египта в мирном процессе играют на руку всем – и палестинцам, и израильтянам. Для палестинцев это означает полный уход Израиля из сектора, для израильтян – возможность покончить с контрабандой оружия, которая сегодня идет практически беспрерывно, несмотря на наше присутствие там. Более того, участие Египта позволит укрепить сам египетский режим. Поэтому мне этот договор кажется не только уместным, но и способствующим стабилизации в стране после терактов.
═
– И все же – вас не пугает дислокация египетских войск в районах, которые покидает Израиль? Многие крупные израильские политики выступали против этого шага.
═
– По-настоящему меня пугает нестабильность египетского режима. Мирный договор между Израилем и Египтом – краеугольный камень как мирного урегулирования на Ближнем Востоке, так и стабильности непосредственно в самом Египте. Думаю, что вы понимаете, что 750 легко снаряженных полицейских не представляют опасности для Израиля. Разговоры на эту тему некоторых политиков просто смешны, чтобы не сказать – безответственны. Египет сегодня как никогда нуждается в стабильности, и лишь активное участие в мирном процессе может это дать. Если египетский режим рухнет и крупнейшая арабская страна погрузится в хаос – это может нести стратегическую угрозу для безопасности и существования самого Израиля. 750 полицейских на границе такой угрозы явно не вынесут.
═
Иерусалим