В шикарном дворце начала XIX века Ланкастер-хаус в центре Лондона вчера собрались министры иностранных дел стран «большой восьмерки» – России, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Канады и Японии. Заседание, на котором председательствовал глава британского Форин оффиса Джек Стро, стало последним этапом к подготовке встречи лидеров восьми ведущих индустриальных стран, которая пройдет в шотландском местечке Глениглс 6–8 июля. Это был и последний шанс попытаться смягчить царящие среди столиц «восьмерки» разногласия по вопросам повестки.
Еще до начала лондонской встречи наблюдатели прогнозировали, что некоторые участники попытаются сосредоточить внимание коллег на своих собственных приоритетных направлениях. Для британцев – это активно продвигаемая премьер-министром Тони Блэром инициатива по оказанию большей финансовой помощи Африканскому континенту и необходимость бороться с глобальным потеплением климата. Вашингтоном же оба эти сюжета воспринимаются холодно, и он предпочитает делать акцент на урезонивание «непокорного» Ирана с его подозрительной ядерной программой, стабилизацию и восстановление в Ираке и Афганистане, а также урегулирование на Ближнем Востоке. Между тем Токио ждет от саммита G8 в Глениглсе поддержки своего стремления войти в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. Стремится присоединиться к нынешней пятерке постоянных членов СБ и Берлин. Японцы также особо обеспокоены поведением соседней Северной Кореи, которая в последние месяцы регулярно напоминает о наличии у нее ядерного оружия.
Судя по заявлениям официального представителя российского МИДа Александра Яковенко, Москва готова обсуждать в Шотландии все эти темы. Яковенко напомнил, что Россия является государством с большими интересами и влиянием и без ее участия решить многие международные вопросы невозможно. Эту точку зрения, похоже, разделяют собеседники российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Вчера у него за рамками «восьмерки» состоялись двусторонние встречи с госсекретарем Райс, главами МИД Японии и Канады Нобутакой Матимурой и Пьером Стюартом Петтигрю.
Кстати, все они – за исключением Лаврова, – как и недавно назначенные министры иностранных дел Франции и Италии Филипп Дуст-Блази и Джанфранко Фини, вчера дебютировали на министерской встрече G8.
В Лондоне говорили больше всего об Афганистане и Ближнем Востоке. В ближайшие месяцы там намечаются важные перемены – в августе Израиль планирует начать вывод еврейских поселений из сектора Газа и с части Западного берега Иордана, а на сентябрь в Афганистане запланированы парламентские выборы. Обстановка в зонах палестино-израильского и афганского конфликтов остается сложной. В Афганистане на юге страны в минувшую среду произошли одни из самых кровавых столкновений за три года, прошедшие с момента падения режима «Талибана»: погибли 76 повстанцев, около 10 афганских военных и полицейских; получили ранения пять американских солдат. Острой остается и проблема увеличения производства опиума. Глава МИД Афганистана Абдулла Абдулла, присоединившийся вчера в Лондоне к коллегам из «большой восьмерки», подчеркнул, что его страна нуждается в помощи международного сообщества, чтобы справиться с наркоугрозой. Британские эксперты полагают, что для полной стабилизации Афганистана потребуется сохранять там иностранное военное присутствие, возможно, в течение 10 и более лет.
Между тем состоявшаяся на днях в Иерусалиме встреча премьер-министра Израиля Шарона и главы ПА Аббаса – первая после достижения ими договоренности о прекращении огня в феврале этого года – оказалась фактически безрезультатной. Более того, вскоре после нее Израиль заявил, что готов вернуться к практике «точечного уничтожения» экстремистов, что может привести к эскалации насилия в регионе.
Вчера утром Лавров участвовал в рабочем завтраке с членами ближневосточного квартета (Россия, США, Евросоюз, ООН). Лавров и Райс, генсек ООН Кофи Аннан и Верховный представитель Евросоюза по внешней и оборонной политике призвали Израиль облегчить передвижение людей и товаров в секторе Газа и на Западном берегу Иордана. Квартет также полагает, что палестинский и израильский лидеры должны чаще встречаться.