Сегодня и завтра в Люксембурге будут заседать министры финансов стран еврозоны. Эту встречу без преувеличения можно назвать кризисной. Ведь фоном для нее служат существенное ослабление курса евро к доллару, рост панических настроений относительно судьбы единой европейской валюты среди населения ЕС, а также сенсационные заявления ведущих политиков и экономистов о возможном развале еврозоны. Основной задачей министров финансов, собирающихся в Великом княжестве, станет успокоить накалившиеся страсти, сообщают информированные источники.
Первым высокопоставленным европейским политиком, поставившим черную метку на евро, стал министр итальянского правительства Роберто Марони. В конце минувшей недели он предсказал странам еврозоны судьбу раздавленной финансовым дефолтом Аргентины, если они вовремя не откажутся от единой валюты – евро. Министр труда и социальной политики Марони заявил в интервью газете «Репубблика», что евро не спас еврозону, в которую входят 12 государств, от экономического застоя, утраты конкурентоспособности и проблемы безработицы. А посему необходимо возвратить в обращение старую денежную единицу – лиру или, по крайней мере, использовать ее параллельно с евро. Ведь смогли же англичане, рассуждает министр, сохранить достаточно приличные темпы экономического роста, отказавшись вступить в «валютный союз». Министр предлагает поставить свое предложение на всенародный референдум с тем, чтобы лира была реанимирована при очевидной поддержке со стороны населения Италии.
Марони сказал примерно то, о чем, по сообщению журнала «Штерн», шептались неделю назад на тайной встрече министр финансов Германии Ханс Айхель и президент Национального банка Германии Аксель Вебер: «валютный союз» полностью провалился, пора вернуть к жизни надежную старую марку, будто бы решили они.
Поводом для ностальгии по национальной валюте стало последнее резкое падение обменного курса евро по отношению к доллару. Однако подлинной причиной начавшейся дискуссии о судьбе евро эксперты считают проблему бюджетных дефицитов европейских стран. Для того чтобы обеспечить стабильность курса евро, валютный союз ограничил пределы дефицитов национальных бюджетов стран – участниц еврозоны 3% их ВВП. В случае нарушения этого порога против провинившегося могут ввести экономические санкции. Однако уже по меньшей мере четыре страны были вынуждены во имя преодоления спада переступить запретную черту.
С введением единой валюты связывают рост цен и общее удорожание стоимости жизни, а также безработицу. Согласно опросу, проведенному журналом «Штерн», 48% немцев возлагают вину за плохие экономические показатели страны на евро, 56% выступают за возвращение марки. По мнению экс-кандидата на пост президента Европейского Центробанка (ЕЦБ) Пауля де Грауве, которого цитирует газета «Тагесцайтунг», «в какой-то момент» многие страны – члены ЕС могут ввиду национальных интересов выйти из еврозоны. В качестве примера экономист приводит Италию. Высокий уровень инфляции превращает эту страну в менее конкурентоспособную в сравнении с Германией, и для итальянских экспертов заманчивым выглядит решение этой проблемы за счет такого инструмента, как изменение валютного курса. По словам де Грауве, Евросоюзу необходима более высокая политическая интеграция. «В противном случае страны не будут держаться за общую экономическую политику», – заявил экономист. Крах «валютного союза» означал бы откат назад от уже достигнутого в деле углубления экономической интеграции. В таком случае можно будет поставить крест на каких-либо планах укрепления союза.
Возможно ли возвращение к старым национальным валютам? Это технически крайне сложное и дорогостоящее дело, заявляют экономисты. Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише вообще назвал идею отказа от евро полным абсурдом. По его мнению, решение о введении единой валюты было и остается необратимым. А посему мысли о возвращении к национальной валюте аналогичны попыткам ввести свою валюту в отдельных американских штатах. Показательно, что представители правительства ФРГ и ЕЦБ отрицают сам факт обсуждения вопроса о марке между Айхелем и Вебером, а итальянское правительство поспешило отмежеваться от предложения Марони. Между тем некоторые обозреватели считают, что министр в действительности вбросил пробный камень от имени влиятельных сил. При этом не исключается, что инициатива правого министра может спровоцировать лавину аналогичных по направленности выступлений как в Италии, так и в других странах еврозоны. Называют и возможную сторону, которая окажется в выигрыше. Это доллар, который долгое время был вынужден в жесткой конкурентной борьбе уступать свои позиции евро.