– Какие темы планируется обсудить в ходе визита российского президента в Израиль? – Во-первых, отмечу, что это будет историческое событие, поскольку никогда прежде российский лидер не приезжал в нашу страну с официальным визитом. Уверен, что в ходе переговоров будут затронуты такие темы, как иранская угроза, антироссийский и антиизраильский терроризм и процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
-У наших стран общие интересы и общие угрозы. Пятая часть населения Израиля – выходцы из бывшего СССР. Самое большое влияние на израильскую культуру оказала именно российская культура. Все это позволяет говорить, что отношения между нашими государствами строятся на человеческих контактах.
– Президент Путин в ходе своего ближневосточного турне также посетит Палестинскую автономию и Египет. Это не вызывает недовольства в Израиле?
– Никакого недовольства нет. С Египтом мы живем в мире, и надеемся, что этот мир будет только крепнуть. А что касается палестинцев, Путин призовет их бороться с терроризмом. Так что эти остановки президента пойдут лишь на пользу. Сам факт визита в регион лидера одного из влиятельнейших государств должен усилить мирный процесс. А если Россия готова еще и предложить экономическую помощь палестинцам, то мы можем только приветствовать это.
К сожалению, я не испытываю сейчас такого оптимизма в отношении мирного процесса, какой испытывал после смерти Ясира Арафата. Предполагалось, что за прекращением огня последует разоружение ХАМАС и «Исламского джихада». Нынешнее перемирие используется террористами, чтобы собраться с силами. Мы, как и обещали, в одностороннем порядке покинем сектор Газа. Однако грубое нарушение палестинцами первого пункта «Дорожной карты» может привести к тому, что нам вновь придется действовать против террористов, если, конечно, палестинское руководство продолжит и дальше покрывать их.
– Обсуждали ли вы с Сергеем Лавровым сотрудничество России с Ираном и Сирией?
– Это было одной из центральных тем. Мы уверены, что Иран надеется обойти все препятствия, возводимые Соединенными Штатами, Россией, Евросоюзом и МАГАТЭ, и успешно завершить в течение нескольких лет развитие своей ядерной программы. Это уже больше, чем предположение. Об этом свидетельствует продолжение разработки иранцами ракет дальнего радиуса действия. Ракета «Шехаб-4» (модифицированная «Шехаб-3») с радиусом до 2 тысяч километров способна поражать цели на территории России и на Балканах. В настоящий момент Тегеран разрабатывает «Шехаб-5» дальностью до 5 тысяч километров. То есть в радиусе поражения оказывается вся Западная Европа. Любому специалисту ясно, что тот, кто производит ракеты дальностью свыше 1,5 тысячи километров, непременно намеревается оснастить их ядерным боезарядом – в противном случае применение таких ракет теряет всякий смысл.
Иранский режим исповедует фундаменталистскую идеологию – близкую «Аль-Каиде» и экстремистам в Чечне. Мы удовлетворены тем, что в РФ есть определенное понимание иранской угрозы. Очень важно, что Москва выступила за возвращение отработавшего ядерного топлива с АЭС в Бушере обратно в Россию. И все же позволю высказать личное мнение: и в России, и в США, и в Европе все-таки недооценивают серьезность иранской угрозы. В рамках межпарламентских контактов России и Израиля иранская тема – постоянный сюжет. По ней у нас есть определенное продвижение, но мы пока неспокойны. Нет спокойствия и по Сирии. Хотя все собеседники убеждали нас, что продаваемые Дамаску ракеты не окажутся в руках «Хезболлах».
– Ваша оценка израильско-российского сотрудничества в борьбе с терроризмом.
– Отмечу, что за последние два года сотрудничество между российскими и израильскими спецслужбами усилилось. Речь идет не только об обмене информацией, но и технологиями, в частности, в области защиты гражданской авиации.
– Затрагивались ли в ходе ваших встреч в Москве экономические вопросы?
– Мы с удовлетворением отметили, что торговый оборот между Израилем и Россией составляет сейчас почти 2 миллиарда долларов в год. Это гораздо больше, чем в прошлом. Мы рады развивать наше сотрудничество, в том числе и в оборонной сфере. Израиль обладает одними из лучших военных технологий – это тактические ракеты, электронное оборудование (компьютеры, радары), наконец, средства ПВО. Россия, в свою очередь, строит отличные боевые платформы. В третьих странах вместе мы могли бы составить конкуренцию Соединенным Штатам и Европе, да и вообще кому угодно.