Жозе Мануэл Баррозу прибыл с первым визитом в Москву в качестве руководителя Комиссии Европейского союза. Сегодня глава «европейского правительства» будет принят в Кремле президентом Владимиром Путиным. Речь пойдет о повестке саммита РФ–ЕС, который состоится в российской столице 10 мая. На нем предполагается подписать документ о более тесном сотрудничестве в четырех «общих пространствах»: экономики; правосудия, свободы и безопасности; внешней безопасности; образования и культуры.
Москва и Брюссель намерены во что бы то ни стало управиться с «дорожными картами» к намеченному сроку, хотя в самой этой «гонке» таится опасность несовершенства и противоречивости договоренностей, которые должны стать основой дальнейшего партнерства. Как видно, сторонам, пусть по разным мотивам, нужен политический успех.
Что касается Комиссии Баррозу, то пока она не может предъявить его на других направлениях. Евросоюз пребывает в экономическом застое. Но главная туча на ЕС идет из Франции, где избиратели намерены заблокировать единую Европейскую Конституцию на майском референдуме. Таким образом, ЕС рискует остаться без документа, который регулировал бы отношения между странами в изменяющемся сообществе. Блокирование Конституции также поставит крест на дальнейшем расширении ЕС.
Неизвестно, как собираются править господин Баррозу и его комиссия без конституционной базы. Закономерен и вопрос: как все это скажется на дальнейших отношениях РФ–ЕС. Кстати, российскому руководству также следовало бы задуматься над тем, с кем в обозримом будущем ему придется иметь дело во многих европейских столицах. Провал французского референдума будет означать конец «эпохи Ширака». В Риме Берлускони обещает сформировать новое правительство, однако по итогам ближайших парламентских выборов ему скорее всего придется расстаться с властью. Выборы в Германии, запланированные на следующий год, отнюдь не гарантируют и сохранение канцлерства Герхарда Шрёдера. Да и надолго ли в Великобритании сохранится премьерство Тони Блэра?
Метаморфозы, большие и малые кризисы, терзавшие ЕС на протяжении последнего года, привели и к застою в российско-евросоюзных отношениях. Декабрьский саммит в Гааге ничем не ознаменовался. Сейчас партнерству РФ–ЕС намереваются придать «новое дыхание» при помощи четырех «общих пространств». Однако «новому дыханию» может помешать усиливающаяся борьба за постсоветское пространство. События, связанные с Украиной и Молдавией, достаточно ясно показали, что Евросоюз не прочь теснить Россию в СНГ, где у нее есть жизненно важные интересы.
Между тем позиции ЕС в настоящий момент нельзя назвать сильными. Ситуация на энергетическом рынке еще более вынуждает сообщество озаботиться надежными российскими поставками. Есть и другие факторы, дающие Москве возможность отстаивать свои интересы, взвешенно решать вопросы партнерства с ЕС, не увлекаясь эффектными политическими построениями.