После похорон Иоанна Павла II все внимание католического мира приковано к Сикстинской капелле, где 18 апреля соберется конклав, чтобы избрать нового Папу. Списка кандидатов не существует. Никто из кардиналов, участвующих в выборах Папы Римского, никогда публично не признает, что метит на трон преемника апостола Петра.
Поэтому куда целесообразнее говорить о проблемах, которые Иоанн Павел II оставил своему преемнику, и о том, кто из кардиналов мог бы с ними справиться. Главная из проблем – это секуляризация, превращение религии в частное дело каждого. Эта тенденция прогрессирует, несмотря на то что переполненные площади Рима и Кракова после смерти Папы Войтылы могли бы навести на другой ход мысли. Во всех странах Западной Европы в будние да и воскресные дни храмы остаются практически пустыми, несмотря на своеобразное «ватиканское шоу» в период смены Понтификов.
Иоанну Павлу II так и не удалось добиться упоминания в Конституции Европы о ее «христианских корнях». Кроме того, не секрет, что многие в Католической Церкви воспринимали правление покойного Папы как слишком централистское и теперь желают более «либерального» стиля и большей самостоятельности для национальных епископских Конференций.
Во многих странах нарастают социальные проблемы, растет бедность, расширяется эпидемия СПИДа. Остаются по-прежнему неразрешенными вопросы биоэтики: эвтаназии, абортов, искусственного оплодотворения, использования стволовых клеток в терапевтических целях. Обостряются проблемы семьи, сексуальной морали, роли женщины в Церкви и обществе, на повестке дня стоит и вопрос обязательного безбрачия для католического духовенства, что, по мнению критиков, ограничивает доступ многим желающим к священству. Другим вызовом времени является проблема взаимоотношений Католической Церкви с другими религиями, особенно исламом. По-прежнему острой остается тема отношений католиков с протестантами и православными.
Среди многих факторов, способных повлиять на избрание нового Папы, громадную роль играют околоцерковные и харизматические движения и общины внутри Римско-Католической Церкви, такие как Communione et liberatione («Общность и освобождение»), Focolarini («Очаги»), а также такая мощная в Католической Церкви организация, как Opus Dei («Дело Божие»).
Существует и «геополитический фактор»: всех волнует, представителем какого континента и страны будет следующий Папа. Сплетение всех этих вопросов и определит личность нового Понтифика.
Наибольшие шансы стать компромиссной фигурой имеет кардинал Анджело Содано, нынешний госсекретарь Ватикана. При всей сложности нынешней ситуации в Церкви новый Папа должен оставаться хранителем догматов, и наиболее удовлетворяющим этим требованиям называют немецкого кардинала Йозефа Ратцингера, префекта Конгрегации по вопросам вероучения. Однако многие считают, что пора вернуться к многовековой традиции и избрать итальянца, хотя бы потому, что итальянские кардиналы лучше других разбираются в сложных взаимоотношениях между различными конгрегациями внутри Римской Курии. Среди итальянцев выделяются миланский архиепископ, кардинал Диониджи Теттаманци и венецианский патриарх, кардинал Анджело Скола, сторонник диалога с нехристианскими религиями. Большим знатоком в этой области является также нигерийский кардинал Фрэнсис Аринзе. Но готов ли католический мир видеть на престоле Святого Петра чернокожего Папу?
Латинская Америка – регион, в котором живет около половины всех католиков мира, и там тоже существует целая плеяда возможных кандидатов на папство, от архиепископа Сан-Паулу в Бразилии – кардинала Клаудиу Хуммеша, до архиепископа Буэнос-Айреса – кардинала-иезуита Хорхе Марио Бергольо (иезуит на престоле Святого Петра – это уже новация!). При этом положение Церкви в Латинской Америке чрезвычайно сложно: в условиях существующих там социально-политических и экономических проблем там уже давно существуют тенденции к «восстанию масс», что нашло свое отражение в так называемой «теологии освобождения» и поддержке местным духовенством чаяний бедняков. К представителям этого движения Иоанн Павел II относился отрицательно и сделал все, чтобы удалить их с ключевых постов в церковной иерархии.
Теперь, после похорон Папы, высшие иерархи Церкви уже начинают по-новому устраивать жизнь Ватикана. Кажется, что за «бронзовыми воротами» появились признаки «деполонизации»: неожиданно объявлено, что польский язык вычеркнут из списка официальных языков, на которых издаются ватиканские документы. Остались только итальянский, английский, французский, немецкий, испанский и португальский. Префект коллегии кардиналов Йозеф Ратцингер, несмотря на то что до конклава остается еще неделя, распорядился, чтобы никто из высших иерархов Церкви не давал интервью. Если же кто-то из них встречается с журналистами, то не должен делать никаких прогнозов на будущее.
Еще одним новшеством стали изменения в процедуре конклава. Кардиналы больше не будут пребывать в полном заточении. Однако изоляция от внешнего мира останется, как и запрет пользоваться телефонами, читать газеты и смотреть телевизор. Но кардиналы-выборщики смогут свободно передвигаться по территории Ватикана и будут жить в «Доме св. Марфы», а не во временных кельях, оборудованных в Сикстинской капелле, где будут проходить голосования.
Рим