– Господин Гросс, кто был приглашен для участия в круглом столе?
═
– В Страсбург приехали президент Чечни Алу Алханов, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, председатель российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Константин Косачев, парламентские делегации из стран – членов Совета Европы. Также представлены чеченские власти, работающие в сотрудничестве с Москвой. Принимают участие в круглом столе россияне и чеченцы, связанные с оппозицией в Чечне, которые при этом не имеют ничего общего с терроризмом и не оспаривают факта принадлежности Чечни к России. Мы ожидали, что к дискуссиям подключатся и сторонники убитого чеченского лидера (Аслана Масхадова. – «НГ»), представители неправительственных организаций, университетов и независимых институтов.
═
– Считаете ли вы, что эти дискуссии могут повлиять на ситуацию, сложившуюся в Чечне после смерти Масхадова?
═
– Дискуссии, подобные нынешней, способны создавать условия для переговоров, направленных на поиск политических решений и мирного плана для Чечни. Круглый стол – самый первый шаг в таком процессе. Те, кто больше не верит в возможность вести диалог с другой стороной, должны вновь научиться разговаривать друг с другом. Если нынешняя встреча будет успешной, за ней последуют новые.
═
– Не способствует ли смерть Масхадова усилению позиций «ястребов» с обеих сторон конфликта и не приведет ли она к дальнейшей эскалации насилия?
═
– Масхадова убили силы, которые хотели саботировать альтернативу войне. Эти силы существуют по обе стороны конфликта. К сожалению, не могу исключить, что время убийства Масхадова могло быть в той или иной степени связано с датой проведения круглого стола в Совете Европы с целью запугать участников и заставить их передумать ехать в Страсбург. То, что убийство Масхадова на руку «ястребам» в обоих лагерях, – факт. Поэтому все, кто действительно заинтересован в мире, обязаны сделать все возможное, чтобы найти выход из бесконечной спирали войны, насилия и террора.
═
– Может ли Совет Европы попытаться разрешить чеченскую проблему, организовав необходимые переговоры самостоятельно?
═
– Наша организация (Совет Европы. – «НГ») демонстрирует посредством проведения этого круглого стола свое намерение заниматься чеченским вопросом. Помимо этого, ведущим европейским правительствам следовало бы отважиться на разговор с компетентными властями в Москве и заявить им, что есть только один способ гарантировать сохранение Чечни в составе РФ. А именно – необходимо добиться того, чтобы Чечня вновь стала родиной для чеченского народа в прямом смысле этого слова. В настоящее время это ад, в котором никто не может чувствовать себя как дома.
═
– На круглый стол не были приглашены те, кто готов прибегнуть к террористическим методам борьбы. Некоторые сомневаются, что можно найти решение без их участия. Как вы это комментируете?
═
– Вести переговоры с теми, кто берет в заложники детей, а потом убивает их, невозможно. Этих террористов необходимо предавать суду. Сейчас Россия не может согласиться на отделение Чечни. Многие примеры в Европе показывают, что внутреннее самоуправление вполне способно работать. Дать такую возможность Чечне уже сейчас не представляется возможным, но это можно было бы сделать в долгосрочной перспективе. Незадолго до своей смерти к этому выводу пришел и Масхадов.