Менее года назад Сильвио Берлускони более оптимистично смотрел на присутствие своих войск в Ираке.
Фото Reuters
Италия частично меняет позицию по поводу присутствия своих войск в Ираке. Во вторник вечером премьер-министр Сильвио Берлускони неожиданно объявил, что Италия начнет выводить войска начиная с сентября этого года. Это сенсация, поскольку Рим считается наиболее верным союзником Вашингтона в Европейском союзе, вместе с Великобританией. В тот же день Палата депутатов 246 голосами «за» одобрила новое ассигнование в размере 268 млн. евро на финансирование контингента в Ираке (180 высказались против и 8 воздержались).
У итальянской общественности война в Ираке остается очень непопулярной. Перед англо-американской атакой на Багдад в Италии, как, впрочем, и в других странах, состоялись мощные антивоенные демонстрации. Против войны в свое время высказался и Папа Римский Иоанн Павел II. Сознавая эту ситуацию, Берлускони, для которого дружественные отношения с Вашингтоном абсолютный приоритет, решился отправить в Ирак (в район Эн-Насирии) около трех тысяч военнослужащих лишь после того, как Буш формально объявил об окончании войны. Миссия итальянских войск официально изображается как миротворческая, хотя в правовом отношении это определение неверно: итальянские военные поддерживают одну из воюющих сторон – возглавляемую американцами коалицию.
Массимо Д'Алема, лидер крупнейшей оппозиционной партии «Левые демократы», усомнился в искренности заявления Берлускони, поскольку оно было сделано не в парламенте, а во время ток-шоу по телевидению. По мнению Д'Алема, это пропагандистская выходка ввиду парламентских выборов, которые состоятся в будущем году. Главные же союзники Италии отреагировали дифференцированно. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро явно был застигнут врасплох. Игнорируя срок, названный Берлускони для начала вывода войск, Стро заявил, что, по сути дела, позиция Италии не изменилась и совпадает с позицией Великобритании: войска коалиции должны оставаться в Ираке до тех пор, пока их присутствие будет нужным для поддержания порядка. Госсекретарь США Кондолиза Райс отозвалась из Нью-Дели. Она не дала оценку по существу заявления Берлускони, отметив только, что «итальянцы решительно поддержали стремление иракского народа к восстановлению свободы». Что касается самого вывода войск, Райс выразила надежду, что итальянцы будут его осуществлять в тесной координации с другими членами коалиции.
Отношения между Римом и Вашингтоном охладели за последние недели, после того как американские военнослужащие обстреляли на дороге, ведущей к багдадскому аэропорту, автомобиль, в котором двое агентов итальянских спецслужб везли только что выкупленную журналистку Джулиану Сгрену, похищенную иракскими боевиками. В результате обстрела один агент, Никола Калипари, был убит, а другой агент и сама Сгрена получили ранения. Обстоятельства случившегося расследует смешанная итальянско-американская комиссия, но римское правительство де-факто уже приняло версию «досадной ошибки».
Тем временем вчера состоялось первое заседание избранной в ходе выборов 30 января Национальной ассамблеи (парламента) Ирака. Несмотря на значительно усиленные меры безопасности, открытие сессии сопровождалось серией взрывов. Парламентарии начали свое заседание с чтения Корана.
Далее с речами выступили члены временного правительства и лидеры партий. После этого состоялась церемония принесения присяги. Согласно установленному порядку депутаты двумя третями голосов выбрали президента и двух его заместителей, которые составили так называемый Президентский совет.
На высший государственный пост большинством голосов был избран лидер «Патриотического союза Курдистана» Джаляль Талабани. Теперь Президентский совет должен в двухнедельный строк рассмотреть кандидатуру нового премьер-министра. Если консенсус достигнут не будет, премьера придется избирать ассамблее. Если же новое правительство не сможет заручиться доверием законодателей, то Президентский совет необходимо будет избирать заново. Учитывая тот факт, что ведущие политические силы – шиитский блок «Объединенный иракский альянс» и курдская коалиция – так и не смогли прийти к согласию относительно главы правительства, подобный сценарий вполне возможен. Пока главным претендентом на пост премьера считается лидер умеренной шиитской партии «Ад-Даава» Ибрагим аль-Джаафари.
═
Рим