Глава МИД ФРГ настроен на «особые отношения» с Вашингтоном.
Фото Reuters
Полнеющий с возрастом, но все еще весьма подвижный министр иностранных дел Германии Йошка Фишер постарался не опоздать в контактах с обновленной администрацией Вашингтона. Причем если для британского министра иностранных дел Джека Стро это вытекало естественно из предпочтительного англо-американского союзничества, то в рамках американо-германских отношений, над которыми все еще витает тень иракской ссоры, получить срочную аудиенцию в Вашингтоне едва ли могло считаться само собой разумеющимся делом, да еще до окончательного утверждения Кондолизы Райс на посту главы Госдепа.
Но свидание Фишера с Райс во вторник состоялось. Причем переговоры длились необычно долго – полтора часа. Это наводит наблюдателей на мысль, что Вашингтон и Берлин хотят окончательно закрыть «иракскую главу» и ищут линии сближения. Более того, по мнению «Франкфуртер альгемайне цайтунг», визит Фишера является «прелюдией к выстраиванию новых особых отношений Германии с США». При этом сторонники такой переакцентировки не скрывают, что это означало бы ослабление «объятий» Германии с Францией и партнерских отношений с Россией.
Похоже, что определенные круги в Берлине заигрывают с идеей потеснить на трансатлантическом поле Лондон. Момент выглядит подходящим. Обжегшись на иракской авантюре и с оглядкой на настроения избирателей, кабинет Тони Блэра вынужден в ряде вопросов спорить (например по Ирану) с Вашингтоном. Это не может не порождать недовольства в американской столице. Однако в проявляемом расположении к Германии США ведут свою игру, проверяя двусторонними маневрами, в частности, сплоченность Евросоюза. Возможная сделка выглядит в комментариях прессы следующим образом: «Берлин хочет американской поддержки в вопросе о предоставлении Германии постоянного места в СБ ООН, а Вашингтон использует это стремление, чтобы взломать европейский фронт отклонения американской внешней политики».
Остается посмотреть, что принесет краткая остановка президента Буша 23 февраля в Майнце для переговоров с канцлером Шрёдером. Немецкая сторона подчеркивает, что хотя Буш в Брюсселе встретится с лидерами стран НАТО и ЕС, а в Братиславе с российским коллегой Путиным, но ФРГ – единственная европейская страна, посещение которой президентом США произойдет в рамках двусторонних отношений.
В любом случае такие события полезны. Однако рассчитывать на то, что администрация победоносного президента станет больше прислушиваться к мнениям союзников, пока не приходится. К примеру, Фишеру очень бы хотелось вернуться домой хотя бы с неформальным американским заверением, что, несмотря на напугавшие мир заявления, Вашингтон не строит планы новой войны в Ближневосточном регионе. Но после беседы с Райс ему пришлось только признать, что позиции США и Европы по Ирану пусть «недалеко», но расходятся.