Там, где нужна Большая помощь, впереди оказывается Большая политика. Вслед за цунами, расплескавшим Индийский океан и причинившим страдания миллионам жителей региона, на место беды стали прибывать всемирно известные политики. Паломничество продолжается и сейчас. Дело в том, что для каждого мало-мальски грамотного политика очевидно, что сострадание – часть их политического имиджа. Но тогда проблема имиджа выходит на первое место, а реальное действие отодвигается на второй план.
Среди тех, кто прибыл первым, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он облетел и объехал страны региона, ужаснулся увиденному и призвал мир совместными усилиями срочно и реально помочь. Вид благообразного генсека среди обломков домов и хижин на разоренном побережье показали все телестанции мира. И само блиц-турне помогло генсеку вытеснить из людской памяти разразившийся накануне Рождества коррупционный скандал вокруг его семьи и приглушить резонанс от свежего скандала с миротворцами ООН, уличенными в изнасилованиях в Африке. Заодно это позволяет Аннану реабилитироваться за бездействие в ходе геноцида в Руанде и Конго.
Правда, в зоне бедствия не обошлось без нового скандала. Аннан обещал посетить все пострадавшие районы, в том числе области контроля тамильских повстанческих сил в Шри-Ланке. Но не побывал там, сославшись на то, что этого не разрешили ланкийские власти. Повстанцы же возмущаются и винят самого Аннана. Кроме того, они жалуются, что помощь до контролируемых ими районов не доходит. Но тут уж Аннан ничего поделать не может.
В конце концов не Кофи Аннан играет первую скрипку в глобальной гуманитарной акции, а президент США Джордж Буш. А он, разумеется, озабочен прежде всего настроениями избирателей. Буш, начинающий второй президентский срок, намерен закрепить позиции семейного клана у власти. Цунами дало хороший повод позаботиться о рекламе преемника. В Южную и Юго-Восточную Азию президент командировал не только уходящего госсекретаря Колина Пауэлла, но и своего брата Джеба.
Джеб Буш в руководстве администрации или каких-либо службах спасения и помощи никак не числится, он – губернатор штата Флорида. Официальное объяснение участия Джеба сводится к тому, что он хорошо знает о стихийных бедствиях и борьбе с их последствиями, так как в минувшем году Флориду четырежды посещали ураганы. Известно и другое: Джеб имеет виды на пост президента США и нынешняя поездка для него стала удобным случаем подкрепить имидж как на международной арене, так и внутри самих США. Все это проясняет позицию самого Джорджа Буша: он поддерживает амбиции брата. Показательны сообщения из Вашингтона: после поездки Джеб Буш доложил впечатления президенту США.
Премьер-министр Австралии Джон Говард также не преминул воспользоваться трагедией в политических целях. Для Говарда цунами – удобный случай подлатать отношения с азиатскими странами, прежде всего Индонезией, омраченные его недавними угрозами ударить по «базам террористов» и установить контроль австралийских ВМС над зоной, отстоящей на тысячу миль от побережья страны. Австралийский премьер пока не выезжал в регион, но уже направил в индонезийскую провинцию Ачех 900 солдат и установки по опреснению воды. Он пообещал Индонезии предоставить в течение пяти лет помощь в размере 757 млн. долл. Всего Австралия выделяет странам региона 810 млн. долл. и направляет разнообразных экспертов. Это самая крупная программа правительственной помощи странам, пострадавшим от цунами.
Хороший шанс улучшить предвыборные позиции возникает у британского премьера Тони Блэра. Судя по последним опросам общественного мнения, большинство англичан к майским парламентским выборам хотели бы видеть во главе партии лейбористов его соперника Гордона Брауна. Теперь Блэр выступает с предложением разработать для региона нечто вроде «плана Маршалла». Возможно, эта идея призвана компенсировать потерю премьером позиций из-за участия в иракской войне.
У федерального канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера родилась идея заморозить в рамках «семерки» выплату внешнего долга странами, пострадавшими от цунами. Таким образом, мировые лидеры, сталкивающиеся в обозримом будущем с проблемой выборов в собственных странах, вступили в своеобразный конкурс на наиболее оригинальный проект помощи. Пока, однако, неясно, что из всего этого будет реализовано, а что останется политическим жестом.
На конференции стран-доноров, прошедшей в Джакарте в начале января, обещания помощи сложились в круглые 4 млрд. долл. Это немалые деньги. Однако даже сами организаторы встречи – Кофи Аннан и его сотрудники выражают опасение, что все это останется большей частью на бумаге. Ведь пообещали же в позапрошлом году пострадавшему от землетрясения Ирану миллиард долларов, а на деле он получил, по утверждению иранских властей, всего 17 млн. долл. Афганистану в 2002 году посулили 2 млрд. долл., а дали лишь 90 млн. долл. Вполне правомерно ожидать, что по мере того, как упоминание зоны Индийского океана будет исчезать из программ новостей, начнет сокращаться и щедрость доноров. Ведь она перестанет быть фактором политического имиджа. Такова закономерность Большой политики.