– Почему в отношениях между Россией и Западом возник кризис из-за Украины?
═
– Пока, может быть, рано говорить о «кризисе» в российско-американских отношениях из-за Украины. Но уже очевидно, что случившееся повредило репутации президента Владимира Путина и его имиджу в США в большей степени, чем что-либо в прошлом. При этом не только в глазах американских властей. Для многих американцев то, что он совершил в России, выглядит достаточно плохо, однако его попытки сохранить в другой стране коррумпированную, криминализованную систему вызывают еще большую тревогу. И то, что это делается посредством оказания поддержки крупномасштабной кампании махинаций на выборах, еще более усугубляет ситуацию. Наконец, в результате столь неэффективных и некомпетентных действий российская политика предстает одновременно как опасная, но в то же время смехотворная.
═
– Правомерно ли говорить о серьезных разногласиях между Москвой и Вашингтоном из-за Ирака?
═
– Когда речь идет об Ираке, я не вижу серьезных разногласий и в то же время больших возможностей для сотрудничества. Российская политика там странно парализована. Россиянин, когда-то занимавший официальный пост, недавно в разговоре со мной так высказался по этому поводу: «Для нас крайне важно, чтобы США добились успеха в Ираке, но мы не станем помогать вам». Это объяснимо с чисто эмоциональной точки, но совершенно бессмысленно как политический подход. Особенно со стороны государства, пытающегося доказать, что оно может играть более заметную роль на мировой арене.
═
– Каковы основные пункты разногласий? Что это прежде всего – соперничество из-за зон влияния на постсоветском пространстве?
═
– Американское руководство, несомненно, разочаровано тем, что Россия и США не смогли добиться более значимого взаимодействия по таким проблемам, как Ирак, Иран или Северная Корея. Иран может послужить особо наглядным примером, если учесть, что на протяжении завершающегося года Великобритания, Франция и Германия приложили большие усилия к тому, чтобы добиться согласия Ирана на закрытие его программы создания ядерного оружия, в то время как Россия все не решалась занять более твердую позицию по этому вопросу. Что касается постсоветского пространства, то американские руководители надеялись избежать здесь каких-либо разногласий с Россией. Они считали, что желание бывших советских республик установить отношения сотрудничества с Западом не выглядит как вызов интересам России. В действительности, как я считаю, они все еще в недоумении по поводу того, чего же хочет Путин добиться в отношениях с соседними странами. Однако ход событий не в пользу позитивной оценки действий Путина.
═
– Каким мог бы быть механизм разрешения возникающих таким образом разногласий?
═
– Медленно, но уверенно у нас меняется имидж президента Путина. И не только у нас. Более того, весьма негативно в Европе воспринято и то, как российские официальные лица аргументируют свой политический курс. Как можно было бы улучшить ситуацию? Судя по тому, что россияне рассказывают нам о природе политической власти в своей стране, лишь один человек способен существенно повлиять на ситуацию в лучшую сторону – сам президент. Он должен сделать вывод, что получает неверные советы и информацию от своего окружения. Разве не сделали бы вы сами такой вывод, если бы были российским президентом?
═
– Насколько подтверждаются сведения о пересмотре Белым домом своего курса в отношении России?
═
– Проведение обзора политического курса между двумя президентскими сроками в США является рутинным делом, однако на этот раз оно вызвано не только обычаем, но и необходимостью. В отношениях между двумя странами наблюдается нарастающее чувство неловкости. Это чувство можно проиллюстрировать по-разному, однако вот одно из самых простых: впредь при каждой встрече президента Буша с президентом Путиным американские официальные лица должны будут давать советы своему шефу, как не выглядеть слишком дружественно или наивно в общении со своим старым другом. Это значительная перемена. Она показывает, сколь значительный шанс был упущен.