Белый дом продолжает с лихорадочной поспешностью менять министров – по 2 в неделю – и столь же решительно ведет чистку дипломатического ведомства. Ушли в отставку министр здравоохранения и социальных служб Томми Томпсон и представитель США при ООН экс-сенатор Джон Дэнфорт.
Зато остался на новый срок по крайней мере на два года старейший глава ведомства министр обороны Дональд Рамсфелд. На судьбе Рамсфелда не сказались ни его грубое обращением с союзниками по НАТО (он назвал их «Старой Европой»), ни конфликты с заслуженными генералами, ни даже тот факт, что скорая, казалось, победа в Ираке переросла в затяжную войну с нарастающим числом американских потерь и ныне, накануне иракских выборов, Пентагон вынужден увеличить численность своих солдат в этой стране.
Как разъяснил влиятельный чиновник в администрации, «критический момент» в Ираке стал аргументом в пользу сохранения министерской должности за 72-летним Рамсфелдом.
В то же время «критический момент» не оказался достаточным основанием для того, чтобы остановить продолжающуюся волну увольнений во внешнеполитическом ведомстве. В конце прошлой недели заявление об отставке подал заместитель госсекретаря по политическим вопросам Марк Гроссман - третий человек в иерархии Госдепартамента, отвечавший за повседневное решение вопросов регионального характера и двусторонних отношений.
До этого о своем решении оставить службу в дипведомстве объявил заместитель госсекретаря во вопросам экономики, бизнеса и сельского хозяйства Алан Ларсон. Он был также заместителем личного представителя президента США в «большой восьмерке» ведущих мировых держав. Еще раньше было объявлено об отставке госсекретаря Колина Пауэлла и его первого заместителя Ричарда Армитеджа. Оба остаются на своих постах лишь на временной основе (до утверждения сенатом Кондолизы Райс новым госсекретарем).
О том, что речь идет о чистке дипломатического ведомства либо демонстративном разрыве его ведущих фигур с Белым домом, говорит уход со своего поста постоянного представителя США при ООН Джона Дэнфорта. Бывший сенатор, занимающий самую важную посольскую должность в дипломатической службе своей страны всего лишь 6 месяцев, настолько стремительно ее покидает, что он не смог даже найти благовидное объяснение этого решения. В своем заявлении об отставке он пишет, что решил «уделить больше времени семье».
Дэнфорт уходит на фоне того, что официальный Вашингтон холодно отнесся к затеянной генсеком ООН Кофи Аннаном реформе этой международной организации, а в американских политических кругах началась открытая кампания по его дискредитации.
Ныне практически вся верхушка Госдепартамента – «хромые утки», то есть деятели, завершающие свой срок в ожидании замены. Пока неизвестно, кто будет назначен на освобождающиеся места, кроме, разумеется, Кондолизы Райс, чье утверждение сенатом по инициативе же самого Белого дома перенесено на начало нового года, когда будет заседать уже новый состав сената.
О том, как сказалась эта вереница отставок на Госдепартаменте, свидетельствует ситуация на встрече в Марокко, посвященной реализации американского лозунга «демократизации Большого Ближнего Востока»: Колин Пауэлл и возглавляемая им делегация прибывают на нее с пустым багажом – без каких-либо новых инициатив. В силу этих перемен лишается реального содержания и своеобразный внешнеполитический дуэт в Вашингтоне, когда госсекретарь играл роль «доброго полицейского» в международных делах, а Рамсфелд – «злого».
Тем временем Джордж Буш продолжает перестановки в своем кабинете. На освободившуюся с уходом Тома Риджа должность министра национальной безопасности он назначил бывшего комиссара полиции Нью-Йорка Бернарда Керика. С учетом отставки Томпсона администрацию уже покинули 8 министров из 15, то есть несколько больше половины ее состава. В ближайшем будущем в отставку уйдут министр финансов Джон Сноу и министр транспорта Норман Майнита. С этими отставками кабинет обновится уже на две трети.
«Подобная перетряска правительства – самая быстрая за всю современную историю», – считает газета «Нью-Йорк таймс. По оценке американских политологов, как скорость реорганизации, так и ее масштабы говорят о стремлении Буша в свой второй срок у власти «начать все сначала» – провести в жизнь намеченные им крупные политические мероприятия фактически с новым составом ведущих руководителей.