В прошлом Берлускони высказывал пожелание, чтобы Россия стала членом ЕС.
Фото Reuters
Сегодня по приглашению Владимира Путина в Москву прибывает глава итальянского правительства Сильвио Берлускони. Визит пройдет в преддверии саммита ЕС–Россия, который состоится 11 ноября в Гааге, и поэтому вписывается в более широкий международный контекст. В повестке московских переговоров в первую очередь отношения между Россией и Европейским союзом, экономические вопросы, реформа ООН, вопросы безопасности, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
В прошлом итальянский премьер высказывал пожелание, чтобы Россия стала членом ЕС, но это скорее порождение эмоциональной натуры Берлускони, нежели реальная перспектива. Политические и экономические реалии исключают эту возможность, но тем не менее в более тесных отношениях между Москвой и Брюсселем заинтересованы как Россия, так и страны ЕС. Это подтвердил председатель палаты депутатов итальянского парламента Пьерфранческо Казини, выступая 25 октября в Риме на заседании Российско-итальянской комиссии, в котором участвовал и спикер Госдумы Борис Грызлов. «Европейский союз, и в частности Италия, – сказал Казини, – убедительно поддерживает и будет поддерживать демократическую Россию, потому что она является полноправным членом великой европейской семьи». Казини упомянул «положительную роль», которую Россия сыграла в урегулировании некоторых «трудных вопросов» вроде смены власти в Грузии.
Итальянское правительство не разделяет точку зрения, высказываемую многими представителями оппозиции в России, что реформа государственной системы, объявленная Путиным после трагедии в Беслане якобы ради усиления борьбы с терроризмом, имеет авторитарный характер. Вице-премьер Италии Джанфранко Фини во время встречи с Путиным в Москве в конце октября напомнил, что итальянское правительство дало положительную оценку укреплению вертикали власти в России и добавил: «Мы знаем, что не все на Западе и в ЕС проявляют ту же сознательность, которую проявило итальянское правительство относительно необходимости обеспечить стабильность и безопасность в Российской Федерации». Такие слова можно лучше понять, если учесть, что Фини, лидер постфашистского Национального альянса, усматривает в авторитаризме ключ к решению проблем безопасности.
До сих пор в Италии в отличие от США, Испании и России не было крупных терактов, совершенных исламскими фундаменталистами. Но тем не менее страна на прицеле, хотя бы из-за присутствия ее военного контингента в Ираке. Борьба с терроризмом и предотвращение терактов для римских властей – высший приоритет. Сотрудничество с Россией для Италии имеет большое значение. Италия с большим сочувствием отнеслась к жертвам бесланской трагедии: в стране прошли многочисленные демонстрации солидарности с заложниками и с российским народом. Как сказал Казини, побоище в Беслане «затронуло сердца итальянцев, как будто оно произошло не в далекой стране, а здесь, у нас на родине». Вполне естественно, что сотрудничество в борьбе с терроризмом – одна из главных тем переговоров Берлускони в Москве.
Меры по борьбе с терроризмом переплетаются и с мерами по борьбе с организованной преступностью. Не секрет, что в Италии действуют представители так называемой русской мафии, которые часто находят смычку с местной мафией в деле контрабанды оружия и наркотиков, нелегальной иммиграции и торговли людьми. Тут было бы несомненно полезно укрепление сотрудничества правоохранительных органов обеих стран.
Большое место в московских переговорах будет отведено экономическому сотрудничеству. Речь идет о более широком открытии российского рынка для передовых технологий итальянского производства, особенно в области телекоммуникаций. Во время визита Фини в Москву Путин обратил внимание на известный спад торгового обмена с Италией, но в Риме считают, что нет оснований для тревоги. В прошлом году товарооборот составил 10,6 млрд. долларов.
Остаются, конечно, более широкие международные вопросы: Ирак, Ближний Восток, реформа ООН. Берлускони приезжает в Москву именно в день президентских выборов в США, которые многое могут изменить на мировой арене. Италия не разделила критику России в адрес иракской «авантюры» США. Казини в упомянутой речи в присутствии Грызлова положительно оценил приверженность России к принципу многополярности. Но, отметил он, «там, где принцип многополярности является неэффективным, только альтернативные решения могут дать результаты». В переводе это означает, что в конце концов Джордж Буш был прав.
Рим