Симону Парри и Симону Торретта нельзя было отнести к сообщникам американцев.
Фото Reuters
Группировка, называющая себя «Организация Джихад», заявила в ночь на четверг о казни двух итальянских заложниц в Ираке: Симоны Парри и Симоны Торретта. В заявлении, размещенном на интернет-сайте, который иракские боевики используют редко, говорится, что пленницы убиты, потому что Италия не вывела из Ирака свои войска.
Две итальянки и их иракская сотрудница – первые женщины, похищенные в Ираке, что в принципе противоречит практике и этике (если вообще о таковой можно говорить) исламских экстремистов. В отличие от десятков других заложников, ранее казненного журналиста Энцо Бальдони, а также Парри и Торретта нельзя назвать «сообщниками американской агрессии». Бальдони был независимым журналистом, работавшим на малоизвестный итальянский журнал «Диарио». Он был активистом пацифистского движения, в Италии участвовал в демонстрациях против войны и в своих репортажах разоблачал действия сил коалиции. Симона Парри и Симона Торретта – сотрудницы неправительственной гуманитарной организации «Мост на Багдад». Они не только выступали против войны, но критиковали всю американскую политику в отношении Ирака: были против эмбарго, наложенного на Ирак после первой войны в Персидском заливе, и еще при Саддаме Хусейне привозили в Багдад продовольствие и лекарства. У иракских боевиков как будто бы не было оснований считать их врагами. Но это логика нормальных людей, у террористов логика может быть иной.
Драма вокруг Симоны Парри и Симоны Торретта вызвала переполох в рядах итальянской лево-центристской оппозиции, которая с самого начала выступала против войны и организовывала мощные демонстрации протеста против нее. Большинство итальянской общественности было тоже против атаки на Ирак. Но правительство Сильвио Берлускони, опирающееся на право-центристскую коалицию, придерживалось другого мнения.
Италия отправила в Ирак свои войска (в район Насирии) лишь после официального завершения военных действий. Речь идет о контингенте карабинеров (военизированная полиция) в составе 2700 человек. Парламент голосами правительственного большинства санкционировал это решение при том условии, чтобы миссия карабинеров считалась не боевой, а исключительно миротворческой и гуманитарной. Оппозиция сплоченными рядами проголосовала против, указывая на то, что, несмотря на объявление Буша о выполнении миссии, война в Ираке далеко не кончилась и итальянский контингент неизбежно будет втянут в военные действия.
Когда в результате взрыва бомбы погибли 19 карабинеров, реакция оппозиции была однозначной: надо немедленно отозвать итальянский контингент из Ирака. Итальянская оппозиция столь же единодушно одобрила решение нового премьера Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, победившего на выборах после теракта в Мадриде, вывести из Ирака испанский контингент. Когда в Ираке был похищен и убит итальянский гражданин Фабрицио Куаттрокки, сотрудник частного американского агентства безопасности, оппозиция снова единогласно потребовала вывода войск, указывая, что не будь войны – не было бы и трагедии заложников.
Но итальянская оппозиция не едина в своем идеологическом составе. В ней есть три компонента: левые христианские демократы, посткоммунисты и коммунисты старого образца. Позиции трех компонентов стали различаться после согласия ООН участвовать в процессе реконструкции Ирака и формирования нового правительства. Умеренное крыло оппозиции заняло выжидательную позицию: если действительно ООН будет возглавлять процесс нормализации, то можно согласиться и на дальнейшее пребывание карабинеров в Ираке. Старокоммунистическое крыло, напротив, продолжало требовать немедленного и безусловного вывода войск.
Разлад в рядах оппозиции усугубился после убийства Бальдони и похищения Симоны Парри и Симоны Торретта. «Железные» коммунисты оказались в большом замешательстве. Один из их наиболее авторитетных представителей, лидер партии «Рифондационе комуниста» («За восстановление коммунизма») Фаусто Бертинотти, согласился на участие во встрече умеренной оппозиции с премьером Берлускони и лидерами правительственной коалиции с целью совместно искать пути освобождения заложниц. Другая же старокоммунистическая партия, «Итальянские коммунисты» во главе с Армандо Коссуттой, обвинила Бертинотти в соглашательстве и оппортунизме. Оппозиция оказалась расколотой, и это негативно отразилось и на попытках уходящего председателя Еврокомиссии Романо Проди (кандидата в премьеры от лево-центристского блока на выборах 2006 года) создать единый фронт против Берлускони.
Из этого видно, как война в Ираке не только обернулась трагедией для народа этой страны, но может влиять и на соотношение сил в тех странах, которые так или иначе вовлечены в нее.
Рим