Вацлав Гавел, Мохамед Эль Барадей и Ханс Бликс – главные претенденты на Нобелевскую премию мира.
Фото Reuters
Нобелевский комитет окончательно определился, кому присудить в этом году престижную премию мира. По традиции решение комитета, о котором пока знают лишь шесть человек, хранится в секрете до дня официального оглашения. На этот раз оно намечено на 8 октября.
Однако большинство наблюдателей уверены, что золотую медаль и 10 миллионов шведских крон (1,1 млн. евро) получит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и лично его глава Мохамед Эль Барадей. Он – один из 194 кандидатов, рассматривавшихся Нобелевским комитетом в этом году. Наблюдатели полагают, что таким образом удастся отметить ведущую роль, которую сыграл Эль Барадей и МАГАТЭ в целом в инспекциях оружейного арсенала экс-президента Ирака Саддама Хусейна. Правда, тогда ОМУ в Ираке так и не было найдено.
Шансы Эль Барадея на победу в оставшееся до 8 октября время может подорвать лишь Иран. На днях Тегеран отказался немедленно приостановить всю деятельность по обогащению урана, чего требует резолюция, принятая на прошлой неделе на Совете директоров МАГАТЭ. Сохраняется неопределенность и вокруг секретной ядерной программы Северной Кореи, которая также вызывает серьезную озабоченность международного сообщества.
Среди конкурентов Эль Барадея на обладание премией председатель сенатского комитета по иностранным делам Конгресса США республиканец Ричард Лугар, сенатор-демократ Сэм Нанн, а также бывший глава военных инспекторов ООН в Ираке Ханс Бликс. Лауреатом может стать и экс-президент Чехии Вацлав Гавел. В шортлист кандидатов попали также Папа Римский Иоанн Павел II и израильский ученый Мордехай Вануну. Последний вышел на свободу только в этом году. Он провел 18 лет за решеткой за разглашение государственной тайны. Этот человек впервые рассказал миру о ядерной программе Израиля, а именно о секретном объекте этой страны в Димоне.
Букмекеры полагают, что шансы получить Нобелевскую премию мира (пусть и очень небольшие) есть даже у президента Кубы Фиделя Кастро. Они оцениваются как 501:1. Ну а кому следует пока забыть о премии, так это президенту США Джорджу Бушу и премьер-министру Великобритании Тони Блэру – инициаторам прошлогоднего вторжения в Ирак. Их шансы 1000:1, передает АП.