Просуществует ли Сильвио Берлускони до 2006 года? Через два года состоятся очередные выборы, но его судьба решается уже сейчас.
Вице-премьер Джанфранко Фини отказался от поста министра экономики и финансов, который сейчас занимает сам Берлускони. Правительственная коалиция на грани раскола. Берлускони проводит встречи с партнерами в надежде найти компромисс.
Министр по социальным вопросам Роберто Марони, один из лидеров «Лиги Севера», заявил: «Не будет парламентского большинства, если мы не договоримся с правительством о проведении социальных реформ и выйдем из коалиции. Тогда надо будет проводить досрочные выборы, может, уже в сентябре или весной».
Напомним, что кризис разразился после отставки министра экономики Джулио Тремонти, одного из лидеров партии Берлускони «Вперед, Италия!». Это случилось перед совещанием в Брюсселе министров экономики и финансов ЕС. На повестке этого совещания стояло «раннее предупреждение» Италии, поскольку ее задолженность по бюджету рискует превысить 3% от ВВП. Тремонти накануне своей отставки подготовил документ, предусматривающий новые поступления (7,5 млрд. евро) за счет сокращения государственных расходов, продажи государственного имущества и дополнительного налогобложения банков и предприятий. Этот «маневр» получил «добро» Совета министров 9 июля.
Именно Джанфранко Фини, лидер «Национального альянса», усомнился в корректности подсчетов Тремонти. Это стало последней каплей, переполнившей чашу.
Раздор в правительственной коалиции назревал уже давно и обострился после выборов в Европарламент 13 июня. В Италии в тот же день проходили и выборы председателей ряда провинций и мэров нескольких десятков городов. В результате европейских выборов соотношение сил между правительственным, право-центристским блоком и лево-центристской оппозицией, по сути дела, не изменилось. Но изменилось равновесие внутри обоих лагерей.
Партия Берлускони «Вперед, Италия!» потеряла почти треть голосов, которые отошли к другим партнерам по коалиции, прежде всего – к «Национальному альянсу» и к популистской «Лиге Севера». В оппозиционном лагере группировка из четырех умеренных партий во главе с Романо Проди получила меньше голосов, чем на предыдущих выборах отдельные ее компоненты. Но известного успеха добились две небольшие партии, которые держатся на тоске по коммунизму. А на выборах в органы местного самоуправления одержали победу именно левые силы.
Яблоком раздора между политическими партиями остается и присутствие итальянского контингента в Ираке. Оппозиция выступает за отзыв этого контингента. Из-за поддержки антисаддамовской коалиции Италия попала под прицел терроризма: бен Ладен пригрозил терактами, если Берлускони не выведет солдат из Ирака. Даже та международная роль, которую Берлускони норовит играть – роль любимца Буша и закадычного друга Путина, – пока особенно не окупилась.
В 2001 году Берлускони снискал поддержку избирателей заманчивыми обещаниями. Главное из них – снижение налогов. Однако за период правления Берлускони налоговое давление даже усилилось. Обещано осуществление ряда «великих строек» – от подвесного моста над Мессинским проливом, между материком и Сицилией, до системы шлюзов в Адриатическом море, которые должны оберегать Венецию от наводнений. Ни один из этих проектов пока не запущен. Но зато Берлускони проявил чрезвычайное рвение в проталкивании законопроектов, касающихся лично его – от закона (признанного неконституционным), охраняющего его от судебного преследования (над ним довлеет подозрение в коррупции), до закона, закрепляющего за ним контроль над 90% телевещания.
Вызывают озабоченность и некоторые не совсем демократичные ухватки Берлускони. Не приведя никаких доказательств, он обвинил оппозицию в подтасовке выборов. Замечания в свой адрес он называет «оскорблением» и считает, что оппозиция, критикуя его, «дискредитирует Италию в глазах мировой общественности». По престижу премьера нанесен новый удар: обвинение в отмывании денег, выдвинутое Миланской прокуратурой против его детей Пьера-Сильвио и Марины.
Многие начинают смотреть с опаской и на характер партии «Вперед, Италия!». Она построена по принципу «вождизма». Хотя устав предусматривает ряд руководящих и контрольных органов (Национальный совет, Комитет президиума и т. д.), они заметной роли не играют. За десять лет состоялось два съезда, второй из которых – за несколько дней до европейских и провинциальных выборов. Съезд превратился в парад пропагандистских выступлений Берлускони, на которые делегаты реагировали «бурными аплодисментами, переходящими в овацию». Именно после неблагоприятного для «Вперед, Италия!» исхода выборов следовало бы созвать съезд, чтобы проанализировать причины неудачи. Но об этом никто и не говорит. Берлускони решает сам. Избиратели смотрят в недоумении.
Рим