Хорст Кёлер: «Могущество ударило американцам в голову».
Фото Reuters
Наибольшие шансы поселиться в берлинской резиденции главы государства дворце «Бельвю» заведомо имел кандидат оппозиционного блока христианских и свободных демократов Хорст Кёлер, который последние четыре года возглавлял Международный валютный фонд (МВФ). Чтобы избрать нового президента ФРГ, вчера в здании Рейхстага было созвано Федеральное собрание, состоящее из депутатов бундестага и равного числа представителей от земельных парламентов.
Благодаря успехам ХДС/ ХСС на земельных выборах последнего времени соотношение сил в Федеральном собрании, являющемся, по существу, коллегией выборщиков, сложилось в пользу оппозиции. Из 1205 членов собрания ее лагерь представляли 622 выборщика при необходимом большинстве в 603 голоса. В этих условиях перспективы кандидата правящей красно-зеленой коалиции Гезины Шванн, являющейся ректором университета в приграничном Франкфурте-на-Одере, стать первой женщиной-президентом ФРГ были не слишком обнадеживающими.
Хорст Кёлер не относился к числу известных политиков или руководителей ветвей власти, которыми были все его предшественники на посту президента ФРГ. Он десятилетиями делал чиновную карьеру, причем почти вся она прошла на валютно-финансовом поприще. Во времена канцлерства Гельмута Коля он дослужился до статс-секретаря Министерства финансов в Бонне, участвовал во многих важных финансовых переговорах (в том числе связанных с выводом западной группы войск из Германии), занимался с немецкой стороны подготовкой встреч «семерки» (ныне «восьмерки»).
В 1998 году Кёлер возглавил Европейский банк реконструкции и развития в Лондоне, а с весны 2000 года стал главой МВФ в Вашингтоне. В этом качестве он приобрел большой международный опыт. С ним хорошо знаком и Владимир Путин.
Нынешние выборы президента ФРГ проходили в непростой ситуации как для правящего, так и для оппозиционного лагеря. Непопулярность проводимых социально-экономических реформ, поражения на земельных выборах значительно ослабили позиции социал-демократов. Это вынудило СДПГ отказаться от повторного выдвижения своим кандидатом популярного президента Йоханнеса Рау, полномочия которого истекают 30 июня. Но и верхи оппозиции, раздираемые острым внутренним соперничеством, долго не могли договориться о своем кандидате. Лидер ХДС и бундестаговской фракции ХДС/ХСС Ангела Меркель явно была не прочь отправить на президентство председателя ХСС и баварского премьера Эдмунда Штойбера. Тем самым был бы устранен главный соперник в ее канцлерских амбициях на выборах 2006 года. Но это не удалось, и пришлось искать кандидата «на стороне».
Политические симпатии Кёлера определялись его членством в ХДС, в то время как его жена Ева долгое время состояла в СДПГ. Это однако не мешало согласию в семье. Не исключено, что такая терпимость поможет ему и в общении с кабинетом красно-зеленой коалиции, тем более что именно канцлер Герхард Шрёдер добивался его назначения руководителем МВФ. К тому же Хорст Кёлер уже проявил себя достаточно самостоятельной фигурой, выступив в отличие от выдвинувших его ХДС/ХСС с критикой американской политики в Ираке. Он заявил, в частности, что США совершили там «тяжелые ошибки» и что «могущество ударило американцам в голову».
Известно, что в Германии политику определяет федеральный канцлер, а президенту свойственны в основном представительские функции. Однако в определенных ситуациях, особенно после выборов в бундестаг, при предложении кандидатуры главы правительства ему выпадает решающая роль. На радостях лидеры ХДС/ХСС интерпретируют исход вчерашних президентских выборов как сигнал о предстоящей смене политических вех.