0
630
Газета В мире Интернет-версия

30.04.2004 00:00:00

«Day of Welcomes»

Тэги: ес, расширение, геополитика, снг


В этом году первомайский праздник обретает особый «европейский» колорит. На 1 мая представители мировых СМИ ринулись в столицу Ирландии, председательствующей ныне в Евросоюзе. В Дублине завтра состоится «Day of Welcomes» в связи с торжественной церемонией поднятия флагов десяти новых государств сообщества: Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Эстонии, Латвии, Литвы, Словении, Мальты и Кипра.

Нет сомнения, что расширение ЕС относится к разряду перемен исторического порядка. Отныне сообщество охватывает 25 стран. Совокупное население этой части Европы составляет 451 млн. человек, а ВВП – 11,1 триллиона евро, почти равняясь показателям США. Конечно, и новый Евросоюз по-прежнему «слаб в коленках» по части возможностей в сфере обороны и безопасности. Сообщество не случайно часто называют «экономическим гигантом, но карликом в мировой политике». Теоретически, однако, у Евросоюза есть предпосылки в полной мере превратиться в обозримом будущем в один из центров, способный оказывать определяющее влияние на мировые процессы.

Впрочем, до этого надо еще дожить. Лидеры Евросоюза понимают, что самым легким после 1 мая была бы перекройка флага, но этого делать не будут. С механического расширения сообщества, по существу, все только начинается. Многие выгоды от европейского объединения очевидны. Но вместе с тем список проблем ЕС заметно удлинился.

Европейская Конституция отсутствует. Вскоре ее проект, видимо, будет согласован. Но британский премьер Тони Блэр объявил о решении провести по ней референдум. А это больше похоже на закладку бомбы, поскольку Англия известна сильными «антиконституционными» настроениями. Самые разные проблемы принесут с собой новички Евросоюза. И мелкие, вроде трений между прибалтами насчет квот ввоза свинины. И более серьезные и болезненные, затрагивающие трансатлантические отношения или Ирак.

Богатой части сообщества предстоит подтягивать бедных новичков к своей планке. На что только в ближайшие годы придется потратить более 40 млрд. евро. «Старые» члены сообщества едва ли захотят все это время топтаться на месте. Скорее всего возникнет то, что называют «Европой двух скоростей».

Возросшее количество членов ЕС отнюдь не гарантирует ему перехода в новое качество. Укрепившееся в последнее время стремление евробюрократии регламентировать все и вся вплоть до параметров банана (а эти спецификации занимают уже 80 тыс. страниц) чем-то смахивает на былое плановое хозяйствование. Весьма любопытна в этой связи статья известного экономиста Андерса Ослунда, напечатанная на днях в «Вашингтон пост». Отмечая, что у ЕС много преимуществ, он предупреждает, что в их числе больше не значится экономический динамизм.

«В обстановке шумихи по поводу расширения ЕС, – пишет Ослунд, – мало кто обратил внимание на то, что постсоветские государства, лежащие дальше к востоку, переживают после 1999 года бум┘ «Новыми тиграми» стали Казахстан, Россия и Украина, значительно опередив Польшу, Венгрию и Чехию. В трех балтийских странах дела идут значительно лучше, чем в Центральной Европе, но не настолько, как у их восточных соседей». Автор отмечает более высокие темпы роста, меньший дефицит бюджета, более низкую безработицу у «новых тигров». «Истина в том – и это может шокировать, – что в постсоветских государствах более эффективная экономика, чем в странах Центральной Европы, поскольку они свободны от вредоносного влияния ЕС», – резюмирует Ослунд.

В этой оценке, разумеется, есть перехлест. Но быть может, действительно хорошо, что Россию, во-первых, не зовут в ЕС, а во-вторых, она не собирается стучаться в его двери, оставаясь как бы за его околицей. С фата- морганой «общеевропейского дома» покончено. Но не с партнерством РФ–ЕС, интерес к которому у России может только возрастать, учитывая уже одно то, что на европространство приходится более половины нашей внешней торговли. Другое дело, что далеко не все правила и условия, на которых ЕС пытается строить отношения с Россией, могут отвечать нашим интересам.

Ситуация меняется. Раньше обычно только ЕС предъявлял претензии к Москве. Сейчас в свете последних договоренностей Россия может со своей стороны требовать от него выполнения обязательств по обеспечению прав человека и недопущению дискриминации русскоязычного населения в странах Балтии, динамичному ведению переговоров о безвизовом режиме и т.д. Возможностей и козырей в отношениях с ЕС у России, несомненно, достаточно. Тем более если ей действительно повезет превратиться в «нового тигра», но на сей раз такого, чтобы не страшил старушку Европу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
758
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2504
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1692
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1310

Другие новости