Турки-киприоты – за скорейшее объединение острова.
Фото Reuters
Впервые почти за десять лет Россия воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН, заблокировав англо-американскую резолюцию по Кипру. Это произошло в Нью-Йорке в среду поздно вечером по московскому времени и всего за два дня до назначенных на 24 апреля референдумов среди греческой и турецкой общин острова. Предстоящее голосование должно решить судьбу плана генсека ООН Кофи Аннана, который предусматривает восстановление после 30 лет раскола единого кипрского государства по типу швейцарской конфедерации.
Применение вето в СБ ООН считается крайним средством предотвращения нежелательного хода дел. Тем более в новой международной атмосфере. Его сумели избежать даже в разгар иракского кризиса, когда вето против плана интервенции США, как говорится, висело в воздухе. А тут вдруг Кипр. Причем после того, как Москва в последние месяцы как-то ушла в тень. Ее «держали в курсе», однако в отличие от США, Евросоюза, Великобритании, Греции, Турции не привлекали непосредственно к переговорам по кипрскому плану.
Лишь на этой неделе Россия вновь оказалась востребованной. В двери высотки на Смоленской-Сенной постучались по кипрским делам послы США и Турции. Глава МИДа Сергей Лавров принял кипрского коллегу Георгиоса Якову. Во всех беседах обсуждалась актуальная ситуация в связи с референдумами и планом кипрского урегулирования.
Между тем на Кипре ситуация зеркально изменилась. Теперь, по мнению наблюдателей, в турецкой общине преобладают настроения в пользу плана ООН, а в греческой – противовоположные. Президент Республики Кипр Тассос Пападопулос призвал голосовать против плана Аннана. Над греками-киприотами «не каплет». Их часть острова независимо от исхода референдумов войдет 1 мая в состав Евросоюза.
Перспектива неудачи на Кипре побудила генсека ООН представить Совету Безопасности доклад, в котором выражалось пожелание, чтобы СБ поддержал накануне голосования план объединения и пообещал в случае успеха референдумов дополнительные меры, гарантирующие безопасность, свободу передвижения на острове и т.д. В этом духе и была в понедельник внесена англо-американская резолюция. В частности, речь в ней шла о значительном увеличении численности военных (почти вдвое, до 2,5 тыс. человек) и полицейских сил ООН, а также ее гражданской администрации на острове.
Представитель РФ в Совбезе мотивировал вето тем, что накануне голосования новая резолюция по Кипру может быть воспринята как еще одна попытка внешнего воздействия на греческую общину, где преобладает негативное отношение к плану объединения.
Смягчая впечатление от российского шага, замминистра иностранных дел Юрий Федотов заявил, что вето носит «скорее процедурно-технический, чем политический характер». В свою очередь, директор Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик высказал в беседе с «НГ» мнение, что «техническое» вето должно продемонстрировать, что у России нет принципиальных возражений против плана Аннана, а лишь против процедуры заведомого утверждения мер, которые правильнее утверждать лишь после того, как киприоты определятся с будущим своей страны. С одной стороны, это позволяет Москве как бы оградить дружественную Республику Кипр от излишнего внешнего давления при предстоящем выборе, а с другой – оставляет России пространство для дальнейшего маневра.