Новый глава правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро дал указания министру обороны Хосе Боно осуществить необходимые меры для того, чтобы «как можно скорее» вернуть из Ирака испанский воинский контингент, находящийся там в составе возглавляемых американцами коалиционных сил. Таково первое решение кабинета социалистов, принятое буквально через несколько часов после приведения его к присяге королем Хуаном Карлосом. Премьер-министр сообщил об этом стране в телеобращениии поздним воскресным вечером. Вчера, по сообщению ДПА, в Мадриде было уточнено, что контингент покинет Ирак в течение 15 дней. В настоящее время там находятся 1432 военнослужащих из Испании. Большинство базируется на юге страны в так называемой польской зоне ответственности, где сохраняется относительное спокойствие. Однако подразделение испанского спецназа в 150 человек находится близ Эн-Наджафа – одного из центров иракского сопротивления – и неоднократно вступало в бои с повстанцами.
Возможно, это ускорило решение нового правительства. При этом Сапатеро отверг подозрения в том, что Испания отступает под давлением террористов. Он напомнил, что его партия обещала уход из Ирака в случае победы на выборах задолго до терактов 11 марта в Мадриде. «Я хочу сдержать слово. Правительство не может действовать против воли испанцев», – сказал премьер. Ранее он подчеркнул в парламенте: «Жертвы и все граждане должны знать, что мое правительство считает борьбу против всех видов терроризма своей первейшей задачей».
Обращает на себя внимание, что решение правительства Испании принято быстрее, чем предполагалось. Кроме того, нет прежней оговорки о том, что вывод будет осуществлен, если до 30 июня не появится новая резолюция Совета Безопасности, которая увеличит роль ООН в Ираке и позволит оккупационным войскам надеть под ее эгидой голубые каски миротворцев.
Собственно, именно об этом и шла речь на днях на встрече президента США Джорджа Буша и британского премьера Тони Блэра. Однако Сапатеро, обосновывая свое решение, заявил, что «маловероятно принятие резолюции ООН», которая отвечала бы выдвинутым Испанией условиям. Остается неясным, имеет ли Мадрид в виду содержание документа, замышляемого Вашингтоном и Лондоном, или сомневается в том, что Совет Безопасности решится на его принятие в условиях иракского хаоса.
Так или иначе, Испания поставила США перед свершившимся фактом. Причем накануне визита туда нового министра иностранных дел Мигеля Анхеля Моратиноса. Как раз на сегодня намечена его встреча в американской столице с госсекретарем Колином Пауэллом. Но главная тема переговоров предопределена. Пока представитель Белого дома Кен Лисейус сдержанно отреагировал на известие из Испании. Он сказал, что после мартовских выборов намерение нового премьер-министра было известно в Вашингтоне, и выразил надежду, что «Испания будет осуществлять свое решение скоординированным и упорядоченным образом».
Похоже, что изъятие испанских войск из Ирака является частью «новой внешней политики», о которой объявил Сапатеро в правительственном заявлении в Кортесах. При желаемом испанцами сохранении дружбы с США шаг Мадрида сближает его в политических взглядах на Ирак с Францией, Германией и рядом других европейских стран. В то же время это решение выглядит как заявка на более самостоятельную и активную роль Испании и его нового лидера в международных делах.