Глава МВД Франции Николя Саркози внушает Шираку не меньше страха, чем социалисты.
Фото Reuters
Во Франции ждут важных кадровых решений после поражения правящих правых сил на региональных выборах, завершившихся в минувшее воскресенье. Все гадают, сдаст ли президент Жак Ширак своего премьера Жан-Пьера Раффарена и насколько ощутимыми будут перестановки в правительстве, а затем и корректировки его курса. Вчера Раффарен покидал Елисейский дворец после встречи с Шираком еще в должности премьер-министра. Однако французам, привыкшим делать выводы из результатов выборов, ясно, что действующее правительство «нелегитимно».
Левые силы во главе с социалистами установили контроль над 20 из 22 регионов Франции, что превзошло даже самые смелые ожидания. (У правых осталось только два региона, а раньше было 14.) Социалистам, потерпевшим два года назад позорное поражение на президентских выборах, все-таки удалось мобилизовать свой электорат. Немаловажную роль в их нынешней победе сыграло и протестное голосование: многие французы попросту высказали недоверие действующему правительству. Итоги выборов показали, что и без учета фактора националистов (Национальный фронт традиционно забирает шестую часть избирателей) левые сильны (почти 50% голосов), а правые слабы (не более 37%) и к тому же расколоты.
Ожидается, что поражение правых будет закреплено на предстоящих летом выборах в Европарламент. Чтобы «не краснеть» и на общеевропейском уровне, Шираку нужно срочно принимать меры.
Итак, у президента есть возможность перетрясти правительство, не увольняя Раффарена. Или поменять Раффарена на другого лояльного премьера. И наконец, назначить главой правительства собственного соперника, но столь популярного среди правых Николя Саркози, возглавляющего ныне МВД.
Что касается первого варианта, то он казался наиболее удобным для Ширака до выборов, когда масштаб поражения правых недооценивался. Один из главных сподвижников Ширака Ален Жюппе (возглавляет пропрезидентскую партию) заявил, что поражение правых – это не вопрос личности, намекнув тем самым, что заклание Раффарена нежелательно. При этом Жюппе заявил о необходимости перестановок в правительстве и продолжения начатых реформ.
Второй вариант – премьер-министр Саркози. Ширак отдает себе отчет в том, что важные кадровые решения «в обход» Саркози лишь усилят конфронтацию с ним накануне ноябрьского съезда правящей партии – Союза в поддержку народного движения. Между тем, по оценкам большинства наблюдателей, Саркози и так почти наверняка возьмет власть в партии. А переход к нему премьерского кресла до этого момента будет автоматически означать окончание шираковской эпохи.
Третий вариант под лозунгом «кто угодно, кроме Саркози» предполагает назначение на пост премьера любого лояльного политика или чиновника. Среди возможных претендентов называют никогда не избиравшегося и не готового к рутинной работе министра иностранных дел Доминика де Вильпена, получившего всемирную известность благодаря иракскому кризису. Среди других претендентов – спикер парламента Жан-Луи Дебре и министр-делегат по делам города Жан-Луи Борлоо. Последний в крайнем случае мог бы возглавить «суперминистерство», которое и займется воплощением в жизнь воли народа, потребовавшего социальной справедливости.