Половина французов высказывается за отставку премьер-министра Жан-Пьера Раффарена. Но президент Жак Ширак не знает на кого его поменять.
Фото Reuters
После катастрофического поражения испанских правых на парламентских выборах 14 марта начинается отступление правых французских. Эту тенденцию подтвердили результаты первого тура региональных выборов, состоявшегося во Франции в минувшее воскресенье. Значение этих выборов выходит далеко за пределы избрания депутатов 22 ассамблей. Речь идет о ключевом тесте для правящих сил перед выборами президента и парламента в 2007 году.
Уже сейчас можно сказать, что этот тест провален правыми в целом и пропрезидентскими силами в частности. Правые вышли на выборы расколотыми: «по разные стороны баррикад» в большинстве регионов оказались прошираковский Союз в поддержку народного движения и Союз за французскую демократию во главе с Франсуа Байру. Причем местами люди Байру опередили президентских ставленников. Во втором туре избиратели увидят, решатся ли правые объединиться против их врага в лице социалистов или же продолжат выяснение отношений между собой.
Если второй тур нанесет по прошираковским силам еще более мощный удар, то вполне может полететь голова премьер-министра Жан-Пьера Раффарена. Популярность премьера в последние месяцы только падает (как, кстати, и президента, долгое время подпитывавшего свой рейтинг иракской войной). Французы, половина которых, судя по опросам, желают отставки правительства, спорят о том, кто сядет в кресло Раффарена?
Сегодня для всех очевиден успех левых сил во главе с социалистами. И хотя они еще не обзавелись ярко выраженным лидером, они уже явно оправляются от сокрушительного поражения Лионеля Жоспена в 2002 году.
Левые (социалисты, коммунисты, «зеленые» и левоцентристы) набрали более 40%, в то время как правые силы в общей сложности 34%. По прогнозам, социалисты и их союзники могут сохранить контроль над своими восьмью регионами. А это ключевые Иль-де-Франс (Париж) и Прованс-Альп-Кот д`Азюр (Марсель), а также Лимузен, Миди-Пирене, Акитен, Центр, Нор-Па-де-Кале и От-Норманди. Они могут завоевать еще несколько регионов, в том числе столь символичный Пуату-Шарент (Ля Рошелль), который является родиной премьера Раффарена. Кроме того, левые могут отобрать у правых очень важный для них Рон-Альп (Лион). Это, кстати, один из немногих регионов, где обе правы партии выступили союзниками.
На третье место на выборах вышел, как и ожидалось, праворадикальный Национальный фронт. Его показатель – 15%. Он выходит во второй тур в большинстве из 22 французских регионов и льет воду на мельницу левых.
Как бы там ни было, «протестное голосование» французов удалось. По правительству нанесен мощный удар. Экономические показатели сегодня явно не в пользу действующего кабинета. Между тем от экономической активности напрямую зависят отчисления в бюджет и социальные фонды. При Раффарене забастовки ученых, актеров, медиков, учителей, авиадиспетчеров происходят с завидной регулярностью.
Безработица – особый предмет недовольства французов. В этой области не предвидится улучшений. А реформа системы пособий для безработных лишь усугубила их положение. Получилось так, что государство отказалось от части взятых на себя обязательств и многие безработные стали еще беднее. Понятно, что оппоненты Раффарена–Ширака используют проблему на полную катушку.
Итак, по итогам второго тура, который состоится 28 марта, станет ясно, насколько окрепли левые и насколько ослабли правые и каков, собственно, расклад внутри правящих сил. Однако французов уже сегодня волнует, с чем – а вернее, с кем – правые пойдут на президентские выборы. Ведь сам Ширак выдвигаться более не планирует, а Ален Жюппе, которого он 15 лет готовил преемником, осужден за незаконное финансирование шираковской партии в 90-е годы.
Арно Дюбьен из Института международных и стратегических отношений в Париже так комментирует ситуацию:
«Сегодня наиболее популярным правым политиком является глава МВД Николя Саркози, находящийся с 1995 года в конфликте с Шираком. Президент и его окружение до сих пор делали все, чтобы не допустить Саркози к руководству Союза в поддержку народного движения, что открыло бы ему путь к высшему государственному посту. Таким образом, у Ширака остается немного времени, чтобы «отмыть» Жюппе или вырастить себе нового преемника. Облегчить этому преемнику путь могло бы лишь назначение самого Саркози на пост премьер-министра с целью его политического уничтожения».