Британский премьер свободен от преследования.
Фото Reuters
«Будь Би-би-си права, я бы подал в отставку», – говорил Тони Блэр в августе на допросе у лорда Хаттона, расследовавшего связь между «иракским досье» и самоубийством эксперта Минобороны Дэвида Келли. Но Би-би-си оказалась не права, что явствует из обнародованных вчера выводов комиссии Хаттона. А если бы и была права, то едва ли Блэр ушел отставку.
Напомним, что доктор Келли являлся источником информации, на основе которой сотрудник Би-би-си Эндрю Гиллиган утверждал в своем репортаже от 29 мая прошлого года, что правительство намеренно приукрасило сентябрьский доклад 2002 года об оружии массового уничтожения в Ираке, чтобы оправдать войну против Саддама Хусейна. Самым интересным в «иракском досье» являлся пассаж о том, что ОМУ Саддама могло быть приведено в боевую готовность в течение 45 минут! Этот пассаж, как утверждал Гиллиган, был включен в правительственный доклад невзирая на несогласие спецслужб.
В свете событий последних дней (в отставку ушел даже глава американских инспекторов, искавших в Ираке свидетельства существования хоть каких-то программ по созданию запрещенного оружия) байка про «45 минут» выглядит еще более смешной. Но причины и повод к войне – на заднем плане. На первом плане – спасение чести Блэра. Суть выводов комиссии Хаттона в том, что премьер не виноват ни в искажении «иракского досье» (оно вообще не искажалось, считает лорд), ни в самоубийстве Келли.
Все последние дни мир пристально следил за поведением британского премьера, который перед камерами выглядит уверенным в себе (хоть и изрядно постаревшим за время иракской кампании). О выводах Хаттона Блэр узнал во вторник днем. Он, а также руководство парламента, корпорация Би-би-си и семья покойного получили сигнальные экземпляры секретного доклада в обмен на обещание не разглашать содержание.
Однако выводы Хаттона стали известны миру еще до их официальной презентации. Теперь все гадают, кто же организовал утечку в бульварную газету «Сан»? Представители всех сторон отрицают свою причастность к этому. Оппоненты Блэра сразу же подумали на Блэра. Впрочем, говорят, что премьер сам пришел в бешенство, знав об утечке. По словам его пресс-секретаря, Блэр выступает за расследование того, каким образом секретные материалы разошлись тиражом в несколько миллионов экземпляров.
Пока же вернемся к расследованию старому. Напомним, что доктор Келли был найден мертвым 17 июля 2003 года – через несколько дней после того, как дал показания комитету по международным делам Палаты общин британского парламента. До этого правительство недвусмысленно дало понять журналистам, что источником материала Би-би-си был именно Келли. Лорд Хаттон приводит свидетельство психиатра, утверждающего, что ученый покончил жизнь самоубийством из-за «публичного унижения». Хаттон, снявший с правительства обвинение в бесчестной стратегии, приведшей к обнародованию имени Келли, одновременно критикует совет попечителей Би-би-си за то, что те не провели тщательного расследования того, насколько сообщение Гиллигана в эфире соответствовало его записям. Напомним, что сам Гиллиган позднее признал, что непреднамеренно исказил слова Келли.
Сегодня уже не столь важно, насколько существенны ошибки Би-би-си. Блэру все равно не уйти от острых вопросов, которые звучат в парламенте применительно к «делу Келли» и иракской войне .
Во вторник вечером Блэр одержал еще одну победу. Парламент все-таки одобрил пакет законопроектов по реформе образования. Как передает Рейтер, 316 членов парламента поддержали предложение премьер-министра о повышении вдвое платы за обучение в вузах. Против реформы высказались 311 парламентариев. В то, что закон будет принят, мало кто верил. А в случае неудачи Блэру вполне мог грозить вотум недоверия.
Последние дни показали, что победы Блэра всего лишь тактические. Стратегически же дела премьера плохи. Он продолжает терять свою партию. И голосование по реформе образования – яркое свидетельство тому. Аналитики отмечают, что закон, против которого выступили многие товарищи Блэра, спас отнюдь не он сам, а его соперник – министр финансов Гордон Браун. Что же касается «дела Келли», то его еще нельзя считать закрытым.