Эндрю Качинс, директор, Московский Центр Карнеги, Москва-Вашингтон
Проведение донорской конференции проблематично как минимум по двум причинам. Во-первых, до сих пор нет согласия по резолюции о послевоенном Ираке. Отсутствует ясность, будет ли эта резолюция принята, и если да, то когда. Есть вероятность, что администрация Буша вообще откажется от этой идеи, если решит, что условия для принятия резолюции Советом Безопасности ООН, неприемлемы. Очевидно, если новая резолюция не будет принята до начала конференции в Мадриде, то готовность других международных организаций и государств вносить свой вклад в послевоенное восстановление Ирака окажется под вопросом.
Вторая проблема заключается в объеме тех средств, который Ирак способен поглотить в течение 2004 финансового года. Разгорелось много споров после того, как Всемирный банк опубликовал на прошлой неделе доклад, в котором указывается, что в 2004 году Ирак сможет освоить объем инвестиций в инфраструктуру не более 6 млрд. долл. В то же время запрос, представленный администрацией Буша в конгресс, предполагает выделение Ираку 20 млрд. долл. в течение 12-18 месяцев. Есть существенное расхождение между тем, как способность Ирака осваивать финансы в краткосрочной перспективе оценивается администрацией Буша и такими институтами, как Всемирный банк. Безусловно, это расхождение окажет большое влияние на эффективность конференции доноров.
Таким образом, максимум, на который США могут рассчитывать от донорской конференции, - это около 2 млрд. долл. на 14 месяцев - до окончания 2004 финансового года. 200 млн. евро обещал предоставить ЕС, такую же сумму должна выделить Канада. Японское правительство говорило о возможности вложить в Ирак около 1 млрд. долл. Возможно, будут и еще какие-то предложения. Но вряд ли суммарный объем иностранной помощи без учета США превысит 2 млрд. долл.
Роберто Алибони, вице-президент, Институт международных отношений, Рим
Решения о выделении денежных средств Ираку будет приниматься каждой столицей не только исходя из наличия или отсутствия нового мандата ООН, а в зависимости от отношений данной страны с США. Поэтому, несмотря на то что пока сложно говорить о конкретном объеме денег, те страны, которые поддержали саму военную операцию и сейчас являются участниками коалиции, скупиться определенно не будут. Это и Италия, и Великобритания, и Испания. А вот решение таких стран, как Франция и Германия, будет в большей степени зависеть от прохождения новой резолюции в ООН.
Брюно Тертрэ, директор по научной работе, Фонд стратегических исследований, Париж
Есть основания полагать, что донорская конференция преждевременна. Во-первых, нет международного соглашения по графику передачи суверенитета новым иракским властям. Во-вторых, западные страны уже столкнулись с тем, что их компаниям, рассчитывавшим на контракты в Ираке, объяснили, что их там не ждут. Конечно, есть необходимость оказания незамедлительной гуманитарной помощи этой стране. Но помимо этого есть и необходимость долгосрочных инвестиций. А "инвестировать" это вовсе не то же самое, что "давать". Полагаю, что тот факт, что в Ираке сохраняется нестабильная ситуация в области безопасности, сам по себе не должен ограничить размеры суммы, которая будет предоставлена. Проблема в том, что отсутствие безопасности способно отбить охоту у частных инвесторов вкладывать деньги в Ирак.
Йоост Хилтернанн, директор Ближневосточной программы, Международная кризисная группа, Брюссель-Амман
Для того чтобы провести донорскую конференцию по Ираку, нет необходимости иметь там международно признанную власть. Страна нуждается в восстановлении экономики. И есть масса проектов в этой области, которым можно оказать поддержку. Кроме того, ООН формально признала Временный управляющий совет Ирака. Так что я не вижу каких бы то ни было причин, по которым нельзя было бы собирать деньги для Ирака. Однако деньги предлагаются в недостаточном количестве, поскольку США начали конфликт в одностороннем порядке. Это разозлило членов ООН. Они не демонстрируют особого желания оплачивать счет за ситуацию в Ираке. Сомневаюсь, что донорская конференция сумеет собрать ту сумму, на которую могли бы надеяться американцы.