Эндрю Качинс, директор Московского центра Карнеги, Вашингтон-Москва
Минимальное желание администрации Буша состоит в том, чтобы добиться российской поддержки проекта резолюции СБ ООН по Ираку, которая позволила бы отправить многонациональные миротворческие силы в эту страну. Я не думаю, что в Вашингтоне кто-либо ожидает, что Россия пошлет в Ирак свой собственный контингент. А что касается вопроса о том, что Россия сможет "получить" за поддержку новой резолюции и, возможно, за обещание - в случае чего - послать некоторое количество военных, то этот выигрыш прежде всего связан с большей автономией ООН в вопросах экономического и политического руководства Ираком. Если роль ООН возрастет, то Россия окажется в более выгодном положении в плане контрактов по реконструкции иракской инфраструктуры.
Вашингтон уже лишился возможности в одностороннем порядке принимать решения по развитию иракской нефтяной индустрии, так как это в соответствии с новым мандатом будет теперь в компетенции ООН и иракского руководства. Если президент Путин смело выступит вперед и опередит своих коллег в Париже и Берлине в поддержке предложенного Вашингтоном проекта резолюции, то он заново приобретет уважение и благодарность в администрации Буша. Всем известно, что президент Буш не забывает о тех, кого считает своими друзьями.
Арно Дюбьен, старший научный сотрудник, Институт международных и стратегических отношений, Париж
Заявления российских представителей, включая министра обороны Сергея Иванова, о том, что Москва не исключает возможности посылки российских войск в Ирак, вызывают удивление по нескольким причинам. Прежде всего они, похоже, демонстрируют, что Россия готова внести свой военный вклад в иракскую операцию, несмотря на то что роль ООН еще четко не определена. Кроме того, с трудом представляется, какие ресурсы Российской армии можно было бы отправить на место, поскольку Москва должна сохранять значительное военное присутствие в Чечне и обеспечивать ротацию. И все это не говоря о финансировании такой операции: ведь США добиваются прежде всего облегчения финансового бремени и не склонны предоставлять льготные условия новым участникам "коалиции желающих".
На мой взгляд, Россия ничего не выиграет, если отправит свой контингент в Ирак. Кажется, что российские компании в Ираке - такие, как "ЛУКОЙЛ", опасавшиеся лишиться всего после смены режима Саддама Хусейна, научились неплохо защищать свои интересы. Кроме того, российские войска в Ираке могут стать идеальной целью для элементов "Аль-Каиды", которая открыла бы таким образом второй - после Северного Кавказа - фронт против России.
Александр Рар, директор по программам России и стран СНГ, Германский совет по внешней политике, Берлин
Отправив войска в Ирак, Россия, во-первых, получит признание Америки. Это признание и воссоздание антитеррористического альянса имеют чрезвычайно важное значение для Путина. Он считает, что Россия может вернуться в группу влиятельных мировых держав только посредством тесного сотрудничества с США. Конечно, заявление о возможной отправке воинского контингента в Ирак отчасти задумывалось как пиаровский ход, однако накануне своего визита в США для Путина особенно важно подставить Бушу "дружеское плечо". Во-вторых, Кремль рассчитывает на некоторые экономические дивиденды, в том числе в разработке нефтяной индустрии Ирака. В-третьих, Россия стремится оказаться сейчас в Ираке еще и потому, что хочет переиграть НАТО. Лидерами в мире будут не страны - члены НАТО, а те, кто вместе с США и под их руководством будет участвовать в антитеррористической коалиции.
Тот факт, что США не стали наказывать Россию, когда "ось" Москва-Берлин-Париж оказалась в кризисе, а наказали Францию и Германию, говорит о том, что Буш не забыл о российской помощи в Афганистане. Сейчас российско-американское сотрудничество переходит на более высокий уровень - с разведывательного на военный. И первым "полигоном" вполне может быть Ирак.
Майкл МакФол, профессор Стэнфордского университета, советник Белого дома по России при президенте Билле Клинтоне, Стэнфорд
Сегодня Буш нуждается в Путине как никогда раньше - "правильном" голосовании в ООН по Ираку, помощи в приостановлении приобретения Ираном ядерного оружия, в разрешении кризиса вокруг Северной Кореи. Буш также нуждается, и это весьма символично, в "голосе доверия" от своего друга в Москве. Российские войска в Ираке должны послать правильный сигнал Франции и Германии. Однако проблема Буша заключается в том, что пока он не горел желанием давать что-то существенное взамен. Он не стал лоббировать отмену поправки Джексона-Вэника в конгрессе. Он не предложил России доступа на американский нефтяной рынок. Конечно, сделка с Россией по Ирану и согласие США на присутствие российских войск в Ираке может положить конец этому упрямству нынешней администрации. Особенно с учетом того, что администрация столкнулась с самым большим кризисом за все время американских дебатов по войне в Ираке.
Итак, у Путина есть средства для давления на США, и теперь самое главное - умело их использовать. Путину следует быть готовым представить Бушу список конкретных требований. Путин даже удивится, насколько податливым может быть Буш.