Жак Ширак наверняка потянет Герхарда Шредера за собой - в Ирак.
Фото Reuters
Сегодняшний саммит федерального канцлера Герхарда Шредера и французского президента Жака Ширака так и хочется назвать "встречей на Эльбе", поскольку местом его проведения избрана саксонская столица Дрезден.
Переговоры там устраиваются в рамках очередных франко-германских консультаций на высшем уровне. Но двум лидерам невольно придется сосредоточиться на ряде "горячих" вопросов мировой и европейской политики. На пороге нового осеннего политического сезона это прежде всего обостряющаяся ситуация в Ираке. В этой связи едва ли не главной темой "большой политики" стал вопрос о расширении участия международного сообщества в обеспечении безопасности и восстановлении Ирака.
США и Англия по существу уже признали, что не способны справиться с этой задачей в одиночку. Вчера появились сообщения о том, что с согласия президента Джорджа Буша госдеп готовит проект новой резолюции СБ ООН для Ирака, предусматривающий направление туда международных миротворческих сил. В качестве уступки предполагается несколько расширить политическую ответственность ООН за дела в этой стране.
Как известно, на днях германский канцлер обсуждал эту проблему с президентом Владимиром Путиным. Они едины в том, что следует увеличить роль и ответственность ООН в иракских делах. Можно не сомневаться, что такую же позицию озвучат на послеобеденной пресс-конференции и участники франко-германского саммита в Дрездене. Таким образом, согласование линии по Ираку между Парижем, Берлином и Москвой остается важным фактором международной политики, как и специфическая роль Лондона в тонкой игре по сведению к компромиссу европейского и американского подходов к ключевым проблемам.
Ширак и Шредер, конечно же, обсудят те контакты, которые их министры иностранных дел Доминик де Вильпен и Йошка Фишер имели вечером во вторник во время ужина в Париже с их британским коллегой Стро. Примечательно, что эта встреча была обставлена, как некая тайная вечеря. Сообщая накануне о ней, представитель Ке д"Орсэ вертелся как уж, чтобы не назвать заранее темы бесед между аперитивом и диджестивом. Впрочем, было настолько ясно, что речь на парижском ужине пойдет прежде всего об актуальной ситуации в Ираке, что после ужина тот же представитель все-таки признал: обсуждался вопрос о посылке международных сил на подмогу американцам. В принципе Стро тоже за расширение роли и ответственности ООН в Ираке, но при сохранении определяющих решений за США и Великобританией.
Это "но", предусматриваемое и американской заявкой на новую резолюцию Совбеза, не облегчает дела. Разве что канцлеру оно дает дополнительное основание подтвердить в Дрездене отклонение посылки бундесвера в Ирак даже при наличии резолюции ООН, поскольку это не приемлют 71% немцев. Вместе с тем вся складывающаяся взрывоопасная ситуация в Ираке объективно требует действенного международного урегулирования. Скорее всего Шредер и Ширак проведут иракское обсуждение в Дрездене в ключе поиска компромисса с Вашингтоном и благожелательного отношения к идее очередного документа Совбеза, который позволил бы США получить "легальную" международную военную и финансовую помощь в Ираке. Аналогично интерпретируются на Западе и последние высказывания российского президента.
Разумеется, у Шредера и Ширака найдется немало и других проблем, требующих безотлагательного обсуждения. Среди международных это еще Афганистан. А среди тех, что "ближе к телу", - растущий бюджетный дефицит. Обе страны выступают среди главных нарушителей предписаний Евросоюза о 3-процентном пределе. Это не к лицу странам, считающим себя "ядром" и "мотором" сообщества. Кроме того, среди ряда действительных и будущих "малых" и "средних" членов ЕС назревает бунт против ряда положений проекта Конституции, заключительное рассмотрение которой начнется на открывающейся 4 октября межправительственной конференции в Риме. В минувший понедельник на неформальной встрече в Праге, состоявшейся по инициативе Австрии, представители 15 таких стран потребовали сохранения ротационного принципа председательства в ЕС и непременного участия каждой из них в Комиссии ЕС. Высказывались опасения, что в нынешнем виде проект Конституции обеспечивает гегемонию больших государств, и прежде всего Франции и Германии.