Итальянский премьер всегда готов подставить плечо другу.
В обаянии Изумрудного берега, между коллекцией кактусов на вилле "Чертоза" и крейсером "Москва" Владимир Путин и Сильвио Берлускони ковали основы нового мирового порядка.
Первая совместная пресс-конференция Путина и Берлускони, состоявшаяся в пятницу в гостинице на "Маринелле", пляже Порто Ротондо на Сардинии, была не только "встречей без галстука", но и без пиджака. Солнечный юг, жарко, атмосфера домашняя, почти панибратская. "Друг Сильвио" и "друг Володя" непринужденно разговаривают с журналистами. Через окно виден прекрасный пейзаж Изумрудного берега. На фоне стены - оба "триколора", российский и итальянский, а рядом с ними - флаг Европейского союза.
До декабря Берлускони - председатель ЕС. Его "инаугурация" в Страсбурге была, правда, скандальной: ему напомнили о некоторых прегрешениях и он ответил более чем бестактно. Но это, по крайней мере на поверхности, преодолено, и у Берлускони большие планы, прежде всего - торжественное принятие в Риме Европейской конституции. И у него еще одна мечта: теснее связать Россию с Европейским союзом, создать "Европу от Лиссабона до Владивостока".
Речь еще идет не о вступлении России в ЕС, а о создании предпосылок такого вступления в будущем.
На следующий день, в субботу, еще жест, призванный укрепить дружественные отношения: Берлускони посетил вместе с Путиным ракетный крейсер "Москва", который вместе с двумя другими боевыми кораблями Черноморского флота ошвартовался у военной базы НАТО на острове Маддалена. Но тут атмосфера была омрачена сообщением о трагедии подлодки "К-159". Берлускони выразил Путину глубокие соболезнования.
Но вернемся к пресс-конференции "без пиджаков и без галстуков". На ней Берлускони подтвердил свою точку зрения. "Италия, - сказал он, - сделает все возможное, чтобы приблизить Россию к Европейскому союзу". "Я за то, чтобы в конечном счете Россия стала участницей Союза", - добавил премьер. Пока же Берлускони будет добиваться "максимально возможной интеграции между ЕС и Россией". Подобные мысли содержатся и в совместном заявлении, которое было опубликовано в субботу. Путин высказался более осторожно: "Наша цель - преодолеть пропасть, существовавшую между Россией и Европой". Сближение, сказал президент, имеет "стратегический" характер, но должно быть "постепенным" и без "лишней спешки". На этом пути Италия "наш долгосрочный партнер". Уже есть поддержка Берлускони планам постепенного перехода к безвизовому режиму между Россией и ЕС.
Конечно, можно задаться вопросом, что толкает Берлускони на такую "ангажированность" в пользу России. Во-первых, имеются идеологические причины. Итальянский премьер - воинствующий антикоммунист. Он называет "коммунистами" и представителей парламентской оппозиции в Италии, хотя это название подходит только к двум группировкам. Свои столкновения с юстицией, обвиняющей его в коррупции, Берлускони приписывает заговору "прокуроров-коммунистов". Заслугу России, когда-то центра международного коммунизма, нынешний председатель ЕС усматривает в том, что она от этого самого коммунизма отказалась и, "несмотря на сильное сопротивление влиятельных кругов", как он сказал, "повернулась лицом к Западу". Свидетельством чего является установление тесных отношений с НАТО, закрепленных в мае прошлого года на саммите под Римом, когда была создана "двадцатка". Россию, считает Берлускони, надо поощрять и дальше, открывая перед ней перспективу интеграции в ЕС.
Вторая причина в том, что Берлускони хочет успехами на непроторенной дороге укрепить свой слабый авторитет в Европе. Напомним, что его судили в Милане по обвинению в подкупе судей, решавших крупное дело о приватизации. Ему грозило осуждение, от которого он укрылся благодаря принятию парламентом (голосами правительственной коалиции) закона, освобождающего премьер-министра и носителей еще четырех высших государственных должностей от уголовной ответственности за любое преступление (кроме государственной измены) на время их мандата. Возможно, действительно речь идет о заговоре "красных судей". Но методы Берлускони вызвали отрицательную реакцию в Евросоюзе.
В этих условиях подъему престижа итальянского премьера помогло бы решение проблемы отношений между Россией и Европой, проблемы, которая, по крайней мере в философском плане, обсуждается еще со времен славянофилов и западников. Если Берлускони удастся войти в историю в качестве человека, который "присоединил Россию к Европе", то все его судебные злоключения будут выглядеть мелочью.
Для Путина политика Берлускони тоже представляет собой немалый интерес. Зная, что другие европейские лидеры не разделяют оптимизма итальянского премьера насчет вступления России в ЕС, российский президент предпочитает линию сдержанности и осторожности. Но он знает, что авторитет Берлускони, низкий в Европе, высок в США и что президент Джордж Буш имеет о нем весьма лестное мнение. А хорошие отношения с Вашингтоном для России не менее важны, чем таковые же с Брюсселем и Страсбургом. Благодаря итальянскому посредничеству Россия получает больше шансов добиться позиции равноправия или почти равноправия с США. Этот путь лежит через приобщение Москвы к созданию системы континентальной безопасности.
В субботу Путин заявил о готовности России "сотрудничать с НАТО и европейскими структурами безопасности" в рамках "политики общеевропейской обороны". И добавил: "По сути, от того, как мы будем решать эту проблему, зависит будущая архитектура мировой безопасности". Берлускони высказался еще более определенно: "Если ЕС стремится играть глобальную роль в деле создания атмосферы мира и безопасности" и "сесть за один стол с Соединенными Штатами, единственной мировой сверхдержавой, то он нуждается в поддержке со стороны России". Оба лидера высказались за более активную роль ООН в послевоенном Ираке и за размещение многонациональных сил под американским командованием при условии, что на это будет санкция СБ ООН. Иными словами, на Изумрудном берегу вырисовывается видение "трех китов" мировой безопасности: США, ЕС и Россия.
В Брюсселе внимательно следят за политикой Путина, оценивают его успехи в процессе преобразования постсоветской России, но там есть к нему претензии, которые на днях ведущая итальянская газета "Коррьере делла сера" резюмировала так: авторитарный стиль правления, неспособность положить конец чеченской войне политическими средствами, вмешательство в дела телевидения, не совсем безупречные методы в борьбе с олигархами... Однако в то же время признается, что "никому из кремлевских лидеров в истории России не удалось обеспечить стране, с учетом реальных возможностей, более полную меру демократии и эффективности реформ".