Выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, президент США Джордж Буш назвал Сирию и Иран странами, "укрывающими и поддерживающими террористов". По словам Буша, поведение Дамаска и Тегерана "совершенно неприемлемо", и "государствам, поддерживающим терроризм, придется за это ответить". При этом американский президент воздержался от угроз в адрес Северной Кореи.
Некоторые наблюдатели полагают, что, делая акцент на Иране и Сирии, американский лидер пытается списать на них неудачи в Ираке и на палестино-израильском направлении. Глава МИД Ирана Камаль Харрази отверг обвинения Вашингтона, заявив, что, напротив, "американцы защищают террористов".
Давление на Иран усиливает и Европейский союз. В понедельник главы МИД ЕС потребовали от Ирана продемонстрировать транспарентность и в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ. Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини отметил, что Евросоюз "изучит будущие этапы" сотрудничества с Ираном после выхода в свет второго доклада по Ирану гендиректора МАГАТЭ в сентябре этого года. Таким образом, будущее экономических отношений Единой Европы и Ирана ставится в прямую зависимость от согласия Тегерана на более тщательные инспекции своих ядерных объектов.
Западные СМИ подчеркивают, что параллельно с "накатом" на Иран и на Сирию наблюдается ослабление давления Вашингтона на КНДР. Буш фактически проигнорировал сообщения о возможном существовании второго ядерного объекта в Северной Корее и избежал любого намека на конфронтацию с Пхеньяном, пишет "Нью-Йорк таймс". Тон американского президента сейчас значительно сдержаннее, чем в марте, когда он заявил, что Вашингтон не потерпит ядерную Северную Корею. Источники в Белом доме связывают такое изменение поведения американцев с тем, что КНДР может объявить себя ядерной державой в самом ближайшем будущем и, дескать, этому уже не помешать. Газета пишет о новой стратегии Буша: каждое новое заявление Пхеньяна он просто игнорирует, но при этом дает понять, что голодающая КНДР себя плутонием не накормит.
Руководитель программ Новых вопросов безопасности Королевского института международных отношений (Лондон) Крис Райт так прокомментировал для "НГ" сложившуюся ситуацию: "Буш понимает, что более жесткий язык в отношениях с Пхеньяном может привести к противоположному эффекту, к усилению сопротивления КНДР. Тем более что последняя гораздо дальше продвинулась в ядерной области, чем Иран. Пхеньяну просто нельзя грозить так, как Тегерану. Так что у Буша - прагматический подход. Что касается предупреждений в адрес Дамаска, то тут многое обусловлено очевидными трудностями, с которыми американцы сталкиваются в регионе. В частности, американских солдат в Ираке по-прежнему атакуют силы, которые, как полагают в США, так или иначе поддерживаются Сирией. И тут жесткие слова Буша во многом на потребу домашнему общественному мнению. Президентская администрация ведь должна показать американскому народу, что что-то делается для предотвращения нападений на американских военных".