Фриц Эрмарт, директор по проблемам национальной безопасности, Центр Никсона, ранее - председатель Национального совета по разведке США (1988-1993 гг.), Вашингтон
Истинная цель американской политики - это действительно та цель, которая и была объявлена: помешать КНДР обрести ядерный потенциал или обратить этот процесс вспять. Такой потенциал стимулировал бы Пхеньян развивать с еще большей дерзостью опасную конфронтацию, которую мы наблюдаем на протяжении его истории, а также продавать некоторые материалы другим вызывающим опасения государствам и движениям, как он делал это с иными смертоносными вооружениями, которые разрабатывал. Те скрытые мотивы, о которых говорится в вопросе, приписываются нам (американцам) некоторыми российскими экспертами: разговоры о сдерживании Китая, усилении Тайваня просто глупы. А я-то считал Россию страной невозмутимых, расчетливых, рациональных, прозорливых шахматистов. Решая корейскую проблему, мы предлагаем Пекину более сильную роль в международных отношениях. Здесь кроется ключ к решению проблемы российского осмысления: российская элита приписывает Америке те мотивы, цели, стремления и притязания, которые, как она полагает, продвигала бы сама Россия, будь у нее та же мощь, что и у Америки. Однако такая проекция очень обманчива.
Стивен Грин, руководитель азиатских программ, Королевский институт международных отношений, Лондон
Действительно, существует мнение, что пока северокорейский кризис сохраняется, ядерная угроза Пхеньяна - полезный предлог для проталкивания планов по созданию региональной ПРО ТВД (противоракетная оборона театра военных действий). Эту систему, которая подается как щит для Японии от удара КНДР, конечно, можно было бы использовать и в иных целях. Те, кто смотрит в будущее, рассматривают КНР в качестве основной угрозы Соединенным Штатам и хотят, чтобы инфраструктура ПРО ТВД была заложена как можно скорее. По их мнению, в сохранении латентности корейского кризиса заключается стратегическое преимущество для решения, как они думают, "китайского кризиса" 2025 года... Учитывая все разнообразие взглядов, тем не менее важно видеть более масштабную картину. Самое важное - Северной Корее нельзя позволить развивать ядерный потенциал. Это катастрофически подорвет безопасность в Азии, и ни одна из региональных держав, включая Китай, не заинтересована в том, чтобы допускать это... Новая администрация США взяла в отношении Пхеньяна новый курс. Она намного более насторожена к угрозам для Америки и демонстрирует гораздо большую готовность действовать, чтобы пресечь их. Этого достаточно, чтобы объяснить и оправдать жесткий подход Вашингтона к Пхеньяну. Возможно, американская дипломатия и не самая искусная в мире, возможно, порой и вешается людям "лапша" относительно потенциала Пхеньяна, но корень этого кризиса в самом северокорейском режиме.
Брюно Тертрэ, директор по научной работе, Фонд стратегических исследований, Париж
Истинная цель США в северокорейском ядерном вопросе проста и очевидна: избежать того, чтобы КНДР продавала ядерные технологии за границу, не допустить, чтобы Пхеньян стал способным угрожать ядерным оружием Японии, возможно, Республике Корея и, наконец, когда-нибудь - территории США. Тех же, кто полагает, что американское правительство хотело бы наблюдать за ростом ядерной угрозы КНДР ради оправдания Вашингтоном размещения системы ПРО, следует лечить от "тяжелого острого параноидального синдрома". Даже если бы Северной Кореи завтра не стало, идея иметь систему ПРО лишь в целях политики безопасности на будущее была бы оправданна в глазах Вашингтона, да и популярна у американского общественного мнения.
Ральф Косса, президент, Тихоокеанский форум Центра стратегических и международных исследований, Вашингтон
Реальная политика США в отношении Северной Кореи не отличается от того, что официально высказывается администрацией Буша. Она заключается в нераспространении и предотвращении попадания ОМУ в руки террористов и государств - спонсоров терроризма. Часто от некоторых наблюдателей можно слышать обвинения в адрес администрации Буша, что, мол, весь северокорейский кризис связан со стремлением США оправдать направленную против Китая систему противоракетной обороны. На мой взгляд, эти обвинения абсурдны. Сторонники развертывания ПРО ТВД поддерживали эту программу еще задолго до того, как КНДР произвела запуск ракеты "Taepodong", т.е. задолго до нынешнего кризиса. Северная Корея, конечно, дает дополнительное оправдание и стимул строительству ПРО, однако если бы, скажем, КНДР завтра не стало, то все равно развертывание ПРО продолжалось бы прежними темпами.
Сам факт, что уже давно не слышно протестов со стороны Китая в связи с ПРО, - сильный индикатор того, что Пекин все просчитал и пришел к выводу, что нынешняя система не нацелена против него и при этом не способна устранить потенциал сдерживания китайских стратегических ядерных сил.