Ив Буаэ, заместитель директора, Фонд стратегических исследований, Париж
Европейский союз дошел до черты, когда необходимо повторить и более четко определить, что он из себя представляет, куда движется и как собирается функционировать. Эта задача "прояснения" и решается посредством Конституции. Евросоюзу к тому же необходимо иметь нечто вроде "лица". Это ляжет на плечи будущего президента, который также попытается выражать единую позицию стран - членов ЕС по какому-то конкретному вопросу в будущем. Надо извлечь урок из иракского кризиса, подходы к которому внутри ЕС вызывали разногласия. Конечно, из этого не следует, что президент будет иметь верховную власть над главами и над правительствами государств, входящих в ЕC, но его роль нельзя недооценивать.
Клаус Зегберс, профессор, Свободный университет Берлина, Берлин
Европейский Конвент не привел к каким-либо неожиданным результатам. Тем не менее достигнутые им результаты все же лучше, чем то, что имелось в сфере институциональной реформы до начала его работы. Во-первых, они позволят избежать институционального кризиса, ведь расширенный ЕС уже не может управляться по-нынешнему. Во-вторых, они усилят политический вес Евросоюза. Конституция, президент и министр иностранных дел - это пусть и недостаточные, но все же необходимые условия создания более объединенной Европы, которая сможет играть более независимую роль в мире.
Недавние трансатлантический и внутриевропейский кризисы выявили наличие в ЕС важных противоречий в ключевых сферах политики, особенно в отношении Общей внешней и оборонной политики. Прежде чем обвинять США в односторонности, европейцам следует начать с самих себя и прийти к более убедительной и действительно общей внешней политике.
Однако это не может быть назначено "сверху". Общая политика Европы должна сформироваться как результат осмысления европейским обществом и правительствами того, что появление эффективных правил, норм, режимов и институтов в их собственных интересах, особенно в долгосрочной перспективе. В связи с этим "шок и трепет", испытанные многими европейцами во время и после последней иракской войны, несомненно, подтолкнули их к осознанию того, что они выиграют, если будут теснее сотрудничать между собой.
Дов Линч, старший научный сотрудник, Институт исследований в области безопасности при Европейском союзе, Париж
ЕС более не является горсткой государств или сообществом угля и стали. В течение последних 50 лет в Европе произошла революция, не менее значимая, чем падение Берлинской стены. В 2004 году ЕС расширится до 25 стран-членов с населением более 400 млн. человек, охватывая практически весь Европейский континент. ЕС не является ни федерацией, ни конфедерацией. В равной степени он не является нормальной международной организацией. Евросоюз является уникальным проектом общей судьбы для всего Европейского континента. Нужна ли ему Конституция? Несомненно. Конституции приписывают правила игры, проясняют "темные углы" и придают легитимность тех или иных институтов. В количестве 25 членов тем более важно прояснить природу этого странного "существа". Однако Конституция выживет только в том случае, если она легитимна. При этом в то время, пока в фокусе внимания был сам Конвент, очень мало внимания уделялось вопросу, насколько легитимным будет выработанный им документ в глазах всех европейцев.
Этторе Греко, заместитель директора, Институт международных отношений, Рим
Есть несколько причин, по которым процесс институциональной реформы рассматривается европейскими лидерами как фундаментальный. Во-первых, существовала нужда внести ясность в разделение полномочий между Союзом и странами-членами, а также между разнообразными институтами ЕС. Во-вторых, она призвана создать для Евросоюза солидный конституционный фундамент. В-третьих, Конституция должна усилить эффективность и слаженность разных политик ЕС. Подавляющее большинство граждан ЕС желают "больше Европы", то есть большей роли ЕС в разных сферах и политиках ЕС.
Помимо Конституции Конвент предлагает создать новые институциональные механизмы - посты постоянного президента и министра иностранных дел. У президента будут хоть и ограниченные, но крайне важные функции в сфере внешней политики. Он должен, во-первых, представлять ЕС на высшем уровне. Во-вторых, у него будет полномочие собирать чрезвычайное собрание Совета. То есть - ЕС сможет в случае необходимости провести консультации уже на ранней стадии. Пока же это, как продемонстрировал иракский кризис, весьма проблематично.
Лорд Уильям Уоллес, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, Лондон
Во-первых, Европа нуждается в Конституции потому, что имеющийся сегодня союзный договор, изменявшийся уже много раз, слишком сложен для того, чтобы кто-либо в нем разбирался и полностью понимал. Необходим более простой договор. Однако встает вопрос, сколь крупными должны быть перемены. Введение поста президента сложно оправдать. Но имеющийся сегодня механизм шестимесячных ротаций от одной страны к другой менять необходимо. Он просто не работает. Каждый раз на пост председателя приходит новое правительство, и каждый раз объявляется новый набор приоритетов. Для финского председательства - это отношения с Россией, для португальского - с Мавританией. Это сильно бьет по согласованности внешней политики ЕС. Точнее, ее пока просто нет.