Стивен Миллер, директор программы международной безопасности, Центр Белфера по науке и международным отношениям, Гарвардский университет, Бостон
Нет сомнений, что администрация Буша будет приветствовать смену режима в двух оставшихся странах "оси зла" - Северной Корее и Иране. С точки зрения доктрины Буша смена режима является наилучшим решением в отношении этих стран, которые, как полагают в Вашингтоне, представляют нетерпимую угрозу. Это решение окончательное.
Вместе с тем военная акция не является единственным средством достижения смены режима. Да, в глазах администрации Буша Иран столь же плох, как и Ирак. Однако он является значительно более мощным государством, и тем самым не столь уязвимым по отношению к военной силе. Уязвимость Ирана скорее политическая, происходящая из расколов и политических трений внутри иранского общества. В Вашингтоне есть те, кто стремится ослабить Тегеран и ускорить смену режима, эксплуатируя внутреннюю хрупкость общества. Инструментами для подобной кампании будут тайные действия (предпринимаемые, возможно, с территории освобожденного Ирака), финансовая и политическая поддержка оппозиционных групп, а также беспрестанное дипломатическое давление, нацеленное на изолирование Тегерана и ослабление иранской экономики. Это было бы наиболее предпочтительным путем. Однако имея в виду, что постоянное присутствие на заднем плане угрозы применения силы есть неотделимая часть доктрины Буша, нельзя исключать, что иранские ядерные объекты будут подвержены атакам США.
Роузмери Холлис, директор программы Ближнего и Среднего Востока, Королевский институт международных отношений, Лондон
Администрация США все еще расколота в вопросе о том, как поступить с Ираном. Часть администрации США давит на Иран с тем, чтобы тот радикально изменил свою политику. Другая часть надеется дестабилизировать иранское правительство. Первые хотят, чтобы Тегеран модифицировал ядерную программу, если не отказался от нее вовсе. Кроме того, они стремятся к тому, чтобы Иран прекратил поддержку организаций "Хезболлах" и ХАМАС. Вторые полагают, что побудить иранское население на свержение клерикалов вполне реально. Эта часть администрации действительно рассматривает вариант военных ударов. Однако никто - ни первые ни вторые - не говорит о полномасштабном вторжении. Так или иначе, пока администрация Буша удерживает некое равновесие в своих обвинениях в адрес Ирана из-за трудностей, которые возникают у США с шиитами в Ираке.
Если Вашингтон все же пойдет на дестабилизацию Ирана, то это может обернуться не только усилением шиитского движения, но и иранского национализма.
Дидье Бийон, заместитель директора, Институт международных и стратегических отношений, Париж
Смена режима не стоит сегодня в повестке дня в Иране. Конечно, усиление напряженности на политической сцене, подстрекаемое американской политикой начиная с 11 сентября ослабляет реформаторское движение. Таким образом, муниципальные выборы 28 февраля 2003 года обернулись карой для последнего. Консерваторы же идут в наступление и совершают преступления против свободы. Альтернативой этому являются шаги Хашеми-Рафсанджани (бывший президент Ирана, а ныне глава Совета по определению государственной целесообразности. - "НГ"), который пытается уменьшить влияние радикалов с обеих сторон и собрать группу личностей, которые могли бы вести переговоры с США. Если этот проект удастся, то это будет означать не смену режима, а смену большинства. В этом контексте нельзя себе представить военное вторжение США. Продолжая сильнейшее давление на Тегеран, Вашингтон все же прибегнет к иным методам, чем в Ираке.
Сейфи Ташхан, директор, Институт внешней политики, Анкара
В настоящее время в Тегеране установился весьма устойчивый баланс между правительством и аятоллой. И этот режим практически невозможно изменить без внешнего воздействия. Однако многое зависит от природы этого воздействия, а также от того, откуда оно направлено.
Если США будут действовать в одностороннем порядке, то они вызовут обратный эффект, и все иранское общество - и правительство и муллы - объединятся против внешнего врага. Внутреннее восстание, о котором много говорят в Вашингтоне, представляется мне маловероятным. Кроме того, я не думаю, что США применят военную силу против кого бы то ни было, и в особенности против Ирана, до следующих президентских выборов. С другой стороны, если давление на Иран будет оказывать международное сообщество в целом, то это непременно приведет к постепенной трансформации режима. Для этого вместе должны действовать Европа и Россия.
Николай Злобин, директор российских и азиатских программ, Центр оборонной информации, Вашингтон
Изменение режима в Иране рано или поздно произойдет. Вашингтон все более склоняется к тому, что обеспечение глобальной, а тем более региональной безопасности невозможно без изменения сущности нынешнего иранского режима. Его существование в немалой степени способно обесценить то, чего США и их союзники добиваются сегодня в Ираке и Афганистане. Вашингтон еще не исчерпал невоенные возможности влияния на ситуацию в Иране, в том числе пути международного давления на Тегеран, его политической и экономической изоляции или через поддержку оппозиции. Ни морально, ни политически Америка сегодня не готова к новой военной операции. Россия является единственной страной, имеющей ядерное сотрудничество с Ираном, поэтому любые невоенные варианты будут включать попытки изменить позицию Москвы по этому поводу. Есть вероятность того, что американо-российские отношения станут заложником иранской проблемы.
Однако военная операция остается в повестке дня Вашингтона. В ближайшие месяцы мы увидим как предварительную проработку различных планов такого рода операции, так и усилия по формированию мирового общественного мнения и новой коалиции стран.