Президент России Владимир Путин заявил в понедельник на ужине в рамках саммита "большой восьмерки" в Эвиане, что Россия прекратит экспортировать ядерные материалы и технологии в Иран до тех пор, пока Тегеран не согласится на проведение у себя инспекций МАГАТЭ. Фактически речь идет о замораживании проекта постройки АЭС в Бушере. Об этом со ссылкой на неназванного высокопоставленного британского дипломата сообщила вчера Би-би-си. Напомним, что, несмотря на многочисленные призывы, Тегеран не соглашается подписать дополнительный протокол к международному договору о нераспространении ядерного оружия, который как раз и оговаривает возможность проведения в стране международных инспекций.
Обращает на себя внимание тот факт, что заявление российского президента последовало уже после принятия "восьмеркой" и без того жесткого заявления о нераспространении ОМУ. В нем мировые лидеры призвали Иран (а также КНДР) отказаться от своих ядерных программ. Как пишет британская "Гардиан", указание на страны из "оси зла" - причем уже в отсутствие Джорджа Буша - говорит о стремлении европейцев как можно скорее помириться с США и не вступать с ними в столь острые споры, как в период иракской войны.
На вчерашней заключительной пресс-конференции саммита "восьмерки" Путин заявил, что все иранские ядерные программы должны быть поставлены под контроль МАГАТЭ. По словам президента, проблема нераспространения является одной из самых острых проблем XXI века, и Россия будет сотрудничать с Ираном, а также другими странами, в зависимости от того, "насколько они открыты и готовы поставить свои ядерные программы под контроль МАГАТЭ".
Таким образом, Россия пошла навстречу США, оказывающим массированное давление на Иран. Как пишет "Файнэншл таймс", еще во время пребывания Буша в Эвиане высокопоставленный американский дипломат отметил, что "Россия поступила бы мудро, если бы замедлила свою поддержку Бушера до тех пор, пока не будут полностью поняты иранские ядерные намерения в целом". Так оно, судя по всему, и произошло.
Вчера информация о приостановке российско-иранского сотрудничества была подтверждена в Минатоме РФ. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на высокопоставленного представителя министерства, "поставка ядерного топлива в Иран будет возможна только после заключения соглашения о возврате отработанного ядерного топлива и осуществления контроля над процессом со стороны МАГАТЭ". Пока, по словам министра атомной энергии Александра Румянцева, Россия свежее ядерное топливо в Иран не поставляла, однако подобные поставки необходимы для запуска строящейся АЭС в Бушере. К слову, вчера Румянцев заявил, что пуск первого блока АЭС откладывается.
Свидетельства о том, что Россия меняет прежнюю позицию по ядерному сотрудничеству с Ираном, поступали и ранее. Так, в Санкт-Петербурге на совместной пресс-конференции с Бушем Путин подчеркнул, что "позиции России и США по проблеме иранской ядерной программы ближе, чем кажется". Оба президента выразили тогда "серьезную озабоченность" в связи с ядерной программой Ирана.
Ранее глава МИДа Игорь Иванов несколько дистанцировался от Тегерана и призвал разделять российско-иранское сотрудничество и возможное нарушение Ираном режима нераспространения. Кроме того, как уже писала "НГ", посол Ирана в Москве Голямреза Шафеи был вызван в МИД РФ, где замминистра Георгий Мамедов выразил ему "озабоченность существованием серьезных непроясненных вопросов в связи с ядерными исследованиями в Иране".
На Смоленской площади сложившуюся ситуацию нам прокомментировали следующим образом: "Действительно, у Москвы к Тегерану есть серьезные претензии. Мы говорим иранцам: если у вас чистые руки, то переверните их и покажите ладони".