США, Россия и МАГАТЭ осуществляют тесное сотрудничество, чтобы не допустить появления в Иране ОМУ, заявил вчера Джордж Буш на пресс-конференции после переговоров в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным. Позиция Москвы и Вашингтона по проблеме иранской ядерной программы "ближе, чем кажется на самом деле", признал, в свою очередь, российский президент. По его словам, "нас не нужно убеждать в том, что оружие массового уничтожения не должно расползаться по всему миру, и это касается не только Ирана". Путин заметил, что у него с Бушем по этому вопросу установилось взаимопонимание. При этом он уточнил, что Россия против того, чтобы ядерную программу Ирана использовали в качестве рычага для недобросовестной конкуренции с российскими компаниями на рынке этой страны.
Очевидно, и Путин, и Буш выбирали выражения. Еще до встречи с российским коллегой американский президент решил публично уверить Кремль в том, что США не собираются идти войной на Иран и Сирию. В пятницу телеканал "Россия" продемонстрировал интервью главы Белого дома, который заявил: "Мы слышали заявление, что мы собираемся применять военную силу в Сирии, а теперь кто-то заявляет про военную силу в Иране. Все эти заявления - чистая спекуляция. Мы применяли военную силу в Ираке после долгого-долгого периода дипломатии..."
В ночь на пятницу стало известно, что долгожданное заседание представителей госдепа и Пентагона, посвященное дальнейшей стратегии Вашингтона в отношении Ирана, переносится на неопределенный срок. Американцы, очевидно, решили не портить Бушу встречи в Питере, Эвиане и на Ближнем Востоке. Впрочем, агрессивность в отношении иранского режима в последние дни продемонстрировала Кондолиза Райс - советник президента США по национальной безопасности. В интервью британской газете "Файнэншл таймс" она заявила, что США предпочли бы видеть в Иране другой политический режим - "демократически избранное правительство, которое откажется от поддержки террористов и производства оружия массового уничтожения". То есть очевидно, что идея смены власти в Тегеране по-прежнему жива.
Тегеран тем временем активизирует дипломатическую работу в связи с претензиями, выдвинутыми в его адрес Вашингтоном: возможная разработка ядерной программы и поддержка "Аль-Каиды". В минувшую пятницу Тегеран пригласил западные страны принять участие в строительстве АЭС на ее территории. Чтобы получить доступ к современным ядерным технологиям, Тегеран готов присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия, заявил глава МИДа страны Камаль Харрази. Незадолго до этого российский министр по атомной энергии Александр Румянцев предложил Вашингтону совместно построить в Иране атомную электростанцию. Но США исключили возможность сотрудничества в этой области.