На прошедших в воскресенье парламентских выборах в Бельгии победу одержала возглавляемая нынешним премьером Ги Верховстадтом коалиция либералов и социалистов. По последним данным, правительственная "коалиция радуги", ядро которой составляет руководимая Верховстадтом партия Фламандских либералов и демократов (ФЛД), получит от 92 до 96 мест в нижней палате парламента. Всего же в ней 150 мест.
"Это фантастический результат. После этих выборов правительство окажется еще сильнее. Избиратели выдали нам мандат на продолжение нашей работы по модернизации еще на несколько лет", - охарактеризовал ситуацию сам Верховстадт, выступая перед членами ФЛД. По мнению наблюдателей, в течение второго премьерского срока Верховстадт должен продолжить собственные реформы и соответственно добиться снижения налогов, сокращения государственной бюрократии и ускорения работы судебной системы.
Однако, утверждают многие аналитики, результаты выборов уже породили ряд сложных проблем, с которыми придется сталкиваться премьеру вплоть до следующих выборов. Это в первую очередь связано с колоссальным усилением социалистов. Они укрепили свои позиции как в северной части страны - Фландрии, населенной преимущественно фламандцами, так и в южной франкофонной Валлонии. Теперь Верховстадту придется искать сложный баланс между собственной партией, выступающей за приватизацию и усиление бизнеса, и социалистами, усилившими свой вес в коалиции с их упором на затратные общественные программы.
Кроме того, усиление социалистов сужает пространство для внешнеполитического маневра премьера. Как пишет британская "Дейли телеграф", несмотря на то что Верховстадт до сих пор шел в фарватере внешней политики Франции и, таким образом, выступал за полную независимость Европы от США в сфере безопасности и обороны, сейчас назрел момент для улучшения бельгийско-американских отношений. Они были подпорчены негативной позицией, занятой королевством по вопросу войны в Ираке. При этом именно социалисты являются наиболее яростными критиками администрации США. По мнению "Дейли телеграф", результаты выборов могут сделать Бельгию "самой антиамериканской страной во всей Европе". Сам же премьер, похоже, понимает необходимость смягчения напряженности в отношениях с Вашингтоном. Как разрешится эта дилемма, пока неясно.
Выборы обернулись также беспрецедентным успехом крайне правой фламандской националистической партии Фламандский блок (ФБ), имеющей тесные связи с французским Национальным фронтом Жан-Мари Ле Пена. "Коалиция радуги" уже исключила возможность вхождения ФБ в правительство. Однако крупнейшая победа Фламандского блока за всю историю его существования продолжает тенденцию усиления крайне правых в Западной Европе на фоне усиления проблем иммиграции и деградации христианских устоев.
Критика принятого недавно либерального законодательства, разрешающего на территории Бельгии эвтаназию и однополые браки, а также протест против продолжающейся иммиграции из Африки, которая уже вылилась в серьезную проблему уличной преступности во Фландрии, составляли основу предвыборной риторики ФБ. Примечательно, что именно во Фландрии, где проблема иммиграции стоит наиболее остро, националисты набрали самое большое число голосов (17,9%).