Первые бомбардировки Ирака, осуществленные сравнительно малыми силами, многие наблюдатели сразу поспешили охарактеризовать как новое слово в ведении боевых действий и фактический отказ Пентагона от практики нанесения массированных ракетно-авиационных ударов. Однако уже следующие сутки новой войны в Заливе показали несостоятельность подобных явно поспешных выводов. Размах американо-британских воздушных атак превзошел даже вполне реалистичный и обоснованный прогноз "НГ" (от 19.03.03). Да и в самом деле - армаду в полтораста надводных кораблей и подводных лодок, в 1000 боевых самолетов и 260 тыс. личного состава сосредоточивают вовсе не для военных действий ограниченного масштаба.
Кстати, даже в первые сутки Ираку уже пришлось нелегко, поскольку в период с 5.35 20 марта по 5.00 21 марта по нему было нанесено не менее 10 серий ракетно-авиационных ударов, а в налетах принимало участие около 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США (4 В-2А "Спирит", 4 В-1В "Лансер" и более 20 В-52Н "Стратофортресс") с авиабаз Диего-Гарсия (В-2А и В-52Н) и Марказ-Тамарид (В-1В). И результат, надо прямо сказать, достигнут неплохой - уничтожение трех человек из первой пятерки наиболее приближенных к Саддаму Хусейну лиц.
Почти сразу после первых авиационных ударов в войну вступили соединения и части сухопутных войск американо-британской коалиции. Это объясняется тем, что иракская армия уже далеко не та, что в 1991 г., а укрепления на ирако-кувейтском рубеже лишь жалкое подобие "линии Саддама" образца первой войны в Заливе. Тогда вдоль всей границы Кувейта с Саудовской Аравией был выкопан противотанковый ров глубиной 3,5 м, одних траншей и ходов сообщения иракцы отрыли около 3 тыс. км, а блиндажей и укрытий для личного состава оборудовали более 10 тыс. Сегодня американские сухопутные войска, продвинувшиеся уже на 400 км, встречают лишь очаговое сопротивление, хотя местами и довольно упорное. В частности, сравнительно после непродолжительного вооруженного столкновения в районе города Басра, на юге Ирака, капитулировали и сдались в плен подразделениям морской пехоты США и Великобритании части 51-й мотопехотной дивизии 3-го армейского корпуса.
Особенно интенсивно воздушная наступательная операция развивалась в ночь с 21 на 22 марта. Только до четырех утра 22 марта по военным объектам на территории Ирака было осуществлено 12 серий ракетно-авиационных ударов. К двум десяткам стратегических бомбардировщиков, действующим с атолла Диего-Гарсия и авиабазы в Омане Марказ-Тамарид, подключились их "собратья" с британского аэродрома Фэрфорд и авиабазы Уайтмэн (континентальная часть США, штат Миссури). С последней на Ирак летают бомбардировщики-невидимки В-2А "Спирит", поскольку количество ангаров, приспособленных для "Духов" на Диего-Гарсия, явно недостаточно для всех В-2А. На авиабазе в Индийском океане их всего шесть. Общее время в пути для "Спиритов" с авиабазы Уайтмен более 30 летных часов, а для В-52 с Фэрфорда - свыше 20.
Помимо "стратегов", в ударах принимали участие до 300 самолетов палубной и тактической авиации. Количество крылатых ракет морского и воздушного базирования за одну ночь запущено в три раза больше, чем за всю войну в Заливе образца 1991 г.
Ожесточенные бои идут и на земле. Британские морские пехотинцы овладели полуостровом Фао и взяли под свой контроль находящиеся там нефтяные терминалы. В час дня 21 марта пал город Умм-Каср. Силы союзников захватили два аэродрома на западе Ирака, блокировали центр юга страны - Басру и оседлали стратегически важный участок шоссе Басра-Багдад. В их руках оказался неповрежденный мост через Евфрат. С севера на территорию Ирака, как сообщили источники "НГ", вошли первые подразделения 2-й полевой армии вооруженных сил Турции (официальная Анкара пока отрицает это).
Каковы могут быть ближайшие прогнозы? Размах и мощь воздействия сил американо-британской коалиции на соединения армии и гвардии Саддама Хусейна (и в первую очередь с воздуха) будут нарастать с каждым днем. Задача - подавить волю иракских военнослужащих к продолжению сопротивления, признав его несостоятельность и бесполезность.