Во вторник поздно вечером Жак Ширак пригласил Владимира и Людмилу Путиных в ресторан. В присутствии только одних переводчиков две пары смогли пообщаться по-семейному и на время забыть о проблемах большой политики. Завершая официальную программу в Париже, Путин сделал особый акцент на исторических заслугах Ширака.
Вчера утром российский президент улетел в Бордо. Этот город сохраняет за собой славу столицы виноделия и виноторговли Франции. В провинциальную программу Путина были включены переговоры с мэром Бордо Аленом Жюппе - одним из наиболее известных французских политиков, дегустация вина в хозяйстве "Шато Шваль-Блан", а также посещение всемирно известного писателя Мориса Дрюона.
В Бордо Путина ждал довольно неприятный сюрприз. В центре города прошла манифестация против войны в Чечне. На одном из лозунгов рядом с фамилией российского президента стоял знак равенства и фашистская свастика.
Одним из главных мероприятий в Бордо стало посещение концерна "Талас авионикс". Вообще экономической теме была посвящена значительная часть визита Путина во Францию.
Во вторник вечером российский президент рассказывал топ-менеджерам крупнейших компаний Франции о достижениях российской экономики. "Мы понимаем осторожность инвесторов и их желание иметь твердые гарантии для своих капиталов", - сказал Путин предпринимателям. По его словам, ситуация в России значительно изменилась, были проведены реформы налоговой и судебной систем, разрешен свободный оборот земли. Путин также посоветовал стратегическим инвесторам иметь хороших адвокатов, знать российское законодательство и иметь надежных партнеров в России.
Французский бизнес предпочитает вкладывать деньги в разработку крупных месторождений нефти и газа. Например, компания "Тоталь Фина Эльф" вложила в российский ТЭК 10 млрд. долларов. Россия пока только лелеет надежду, что французские деньги пойдут таким же мощным потоком в обрабатывающую промышленность.
Создание производственных предприятий на территории России для государства означает создание новых рабочих мест и повышение доходов бюджета. Для отечественного же бизнеса это нелегкая, а может быть, и смертельная конкуренция.
Отсутствие должной квалификации, низкая конкурентоспособность производимой продукции, а главное, незначительные по сравнению с зарубежными компаниями объемы капитала не позволяют российскому бизнесу претендовать на большую долю участия в совместных предприятиях. Впрочем, как заметил в беседе с корреспондентом "НГ" руководитель одной из крупнейших российских компаний, ужесточение конкуренции все-таки дело полезное. "Лучше получить бронзовую медаль в Европе, чем занять первое место где-нибудь в Урюпинске", - пошутил российский олигарх.
Пока в структуре российского экспорта доминирует сырье. "Два процента оборудования, которые попадают во Францию из России, нас никак не устраивают", - подчеркивает Клебанов. "Единственный путь в этой ситуации - создание совместного продукта", - говорит руководитель Минпромнауки. Авиакосмическая область считается среди наиболее перспективных направлений российско-французского сотрудничества.
Например, коммерческие запуски с космодрома Куру во французской Гвиане, по словам руководителя "Росавиакосмоса" Юрия Коптева, могут приносить 40-45 млн. долларов.
Вчера во время посещения Путиным концерна "Талас авионикс" было подписано соглашение по производству навигационных систем для самолетов. Российскую сторону в этом проекте представляет компания "Согласие". Она была создана на паритетных началах, ее капитал составит 100 млн. долларов.
Париж