- Как вы оцениваете возможности Северной Кореи по производству оружия массового поражения (ОМУ)? Как далеко они уже продвинулись?
- Я считаю, что темпы создания Северной Кореей ОМУ сильно преувеличены. Нет точной информации, обладают ли они необходимым оборудованием для производства именно ядерного оружия. Мощности для этого заморожены с 1994 года. Корректнее на сегодняшний день говорить о наличии потенциала создания ядерного оружия, и этот потенциал используется Северной Кореей прежде всего в целях политического торга.
- Ради чего, на ваш взгляд, КНДР решила в одностороннем порядке выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия?
- В руководстве Северной Кореи существует влиятельное "ядерное" лобби, сосредоточенное преимущественно в вооруженных силах. С 1994 года, когда было заключено рамочное соглашение с США, в соответствии с которым ядерная программа Пхеньяна была заморожена, это лобби становилось все более агрессивным. По уверениям Пхеньяна, Северная Корея оказалась обманутой, так как, заморозив свою ядерную программу, она вместо мазута и общей нормализации отношений получала от Америки одни лишь пустые обещания. Таким образом, "ястребы" в Пхеньяне на самом деле стремились как можно скорее возобновить ядерную программу, в то время как не контролирующий ситуацию в полном объеме Ким Чен Ир был вынужден адаптироваться к этому внутриполитическому давлению.
Это давление значительно усилилось после прихода в власти в США администрации Буша, которая вначале проводила весьма провокационную политику. Она приняла так называемую стратегию превентивных ударов и заявила, что обладает правом начать превентивные военные действия по отношению к той стране, из которой, по мнению Вашингтона, исходит потенциальная ядерная угроза.
Таким образом, страх перед возможными превентивными ударами США и падением нынешнего северокорейского режима, перед вероятным крахом самой Северной Кореи, безусловно, усилил голоса сторонников жесткой линии в Пхеньяне. В итоге Северная Корея заявила миру, что готова к производству ядерного оружия как основной гарантии собственной безопасности и будет идти по этому пути до тех пор, пока не получит настоящую безопасность - военную и экономическую - посредством сближения со всем международным сообществом.
- Иными словами, вы считаете, что именно жесткий подход администрации Буша привел к нынешней ситуации на Корейском полуострове?
- Политика Буша ускорила те процессы, которые имели место до его прихода к власти. Они возникли как результат провала политики администрации Клинтона. Последняя стала реализовывать рамочное соглашение 1994 года именно так, как и ожидали в Пхеньяне. Кроме того, Клинтон действительно надеялся, что правящий режим в Северной Корее рухнет в самое ближайшее время. В результате, хотя США и поставляли в некотором объеме мазут, при Клинтоне отношения, по сути, так и не изменились. Это существенно подорвало позиции лично Ким Чен Ира и других непосредственно связанных с соглашением с США государственных деятелей Северной Кореи. В то время как "ястребы" получили возможность обвинять их в наивности и в том, что они дали себя обмануть: мол, США получили что хотели, а Пхеньян "остался с носом".
- Чем вы объясните различие в подходах США по отношению к КНДР и Ираку?
- Корея - это разделенная нация. Южная Корея, являющаяся союзником США, постоянно убеждает Вашингтон, что тот не может начать войну на Корейском полуострове, так как это нанесло бы Сеулу неприемлемый ущерб. То есть ответ на ваш вопрос прост: есть проблема безопасности Южной Кореи. То есть в военной области руки США на Корейском полуострове связаны.
- Некоторые влиятельные члены конгресса недовольны нынешней политикой Буша в отношении КНДР. Они обвиняют администрацию в излишней мягкости.
- Администрация Буша по данному вопросу глубоко расколота. С одной стороны, там есть те, кто хотел бы "протестировать" Северную Корею и путем переговоров выяснить, можно ли ее разоружить и остановить ядерную программу Пхеньяна (прежде всего это позиция госдепартамента и лично госсекретаря Пауэлла). С другой - те, кто на самом деле хотел бы добиться ее краха (позиция аппарата вице-президента Чейни и Пентагона). Последние ни в коем случае не хотят допустить, чтобы США выглядели так, будто идут хоть на малейший компромисс с Северной Кореей, так как это бросает тень сомнения на превозносимое ими американское доминирование в мире.
- Возможна ли, по вашему мнению, военная операция США против КНДР?
- Я не думаю, что США предпримут военную акцию против Северной Кореи. По крайней мере пока окончательно еще не урегулирован вопрос с Ираком. Что же касается ситуации "после Ирака", то этот вариант является вполне допустимым, он будет означать, что все дипломатические усилия полностью провалились. Если же опасения скорого обретения Пхеньяном ядерного оружия усилятся, "ястребы" в Вашингтоне скорее всего возьмут верх. В этом случае будет нанесен удар по промышленным объектам в Пхеньяне, которые, как подозревают, занимаются переработкой ядерного топлива в ядерное оружие.
Однако если это произойдет, то по системе американских союзов в регионе, и прежде всего с Южной Кореей, будет нанесен сильнейший удар. Союзники США начнут отдаляться от Вашингтона. Бомбардировки Пхеньяна разгневают президента Южной Кореи, а американо-корейский союз будет поставлен под большой вопрос. Поэтому маловероятно, что такой вариант реализуется. Хотя он гипотетически и возможен.