0
638
Газета В мире Интернет-версия

22.01.2003 00:00:00

Торжества без шампанского и устриц

Тэги: париж, елисейский договор, торжество


Сорок лет назад президент Франции Шарль де Голль и федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр подписали в Париже межгосударственный договор, призванный закрыть историческую главу "кровной вражды" между двумя нациями и проложить путь к отношениям партнерства и дружбы. Церемония состоялась в Елисейском дворце, давшем обиходное название и документу.

Договор в целом оправдал связывавшиеся с ним ожидания. Его заключение было мудрым шагом таких крупнейших деятелей послевоенной эпохи, как де Голль и Аденауэр. Для Парижа он открывал возможность воздействия на быстро крепнувшую ФРГ, реализации в сотрудничестве с ней французских устремлений в Западной Европе. А Бонну, находившемуся тогда в полной зависимости от Америки, тесный контакт с Францией сулил несколько большую свободу действий. Инициированная договором практика регулярных двусторонних встреч руководителей государств и правительств стала важным европейским эталоном, на который ориентируются теперь, например, и в российско-германском партнерстве. Несмотря на нередкие и порой весьма острые разногласия прежде всего по вопросам ЕС, Елисейский договор, несомненно, выдержал испытание временем. И в этом смысле сторонам есть что отмечать.

В рамках подготовки к юбилею поначалу вынашивалась идея заключения нового франко-германского договора, учитывающего происшедшие изменения в отношениях двух стран и в Европе. Но по ряду причин от нее отказались. Так что сегодня президент Франции Жак Ширак и канцлер ФРГ Герхард Шредер представят в Париже совместное заявление. В нем говорится о "совместном видении Европы завтрашнего дня", стремлении "придать новое качество" политике ЕС в области обороны и безопасности. Одновременно Париж и Берлин намерены представлять единую точку зрения в международных организациях, включая Совет Безопасности ООН, и согласовывать совместную стратегию по отношению к третьим странам.

Но, пожалуй, более зрелищный акт состоится в Версале. Там впервые соберутся в полном составе Национальное собрание Франции и германский бундестаг. А это около 600 депутатов с каждой стороны. В поверженной Франции 1871 года именно Версальский дворец был избран Бисмарком, чтобы провозгласить Германскую империю. А в 1918 году уже Германия, поставленная на колени, была вынуждена согласиться в резиденции былого "короля-солнца" на унизительные условия Версальского мирного договора. Но, увы, после знаменитых рукопожатий де Голля и Аденауэра в кафедральном соборе Реймса в знак примирения двух народов, а Миттерана и Коля на полях Вердена, большой парламентский сбор в Версале выглядит лишь театральным жестом, да еще не лишенным комизма.

Так, парламентариев в целях бюджетной экономии доставят из столицы в Версаль не лимузинами, а автобусами. Но главное, что в меню совместного торжественного обеда в версальском "Зале битв" по той же причине не будет деликатесных устриц, трюфелей и фуа гра. Вместо шампанского подадут более дешевое французское красное и немецкое белое вина.

Политически юбилейные события в Париже явно подчеркивают роль Франции, как одной из самых авторитетных держав в Европе, способной формулировать и отстаивать свои взгляды не только в европейских, но и острейших мировых делах, как сейчас в иракском вопросе. Взаимодействие с Парижем позволяет и Германии, на земле которой все еще находится много военных баз, складов, полигонов, 95 казарм и несколько дивизий армии США, не всегда и не во всем оглядываться на заокеанского союзника. В частности, Париж и Берлин накануне юбилея довольно активно согласовывали свои позиции по Ираку в СБ ООН.

Но наибольшее волнение западноевропейских политических кругов и прессы сейчас вызывают совместные предложения по реформе Евросоюза, внесенные в прошлую среду Францией и Германией на рассмотрение Конвента ЕС. Ширак и Шредер считают, что после расширения ЕС в 2004 году до 25 участников главу Комиссии ЕС, этого высшего исполнительного органа союза, следовало бы не назначать, как сейчас, Советом глав государств и правительств сообщества, а избирать Европарламентом. Одновременно они ратуют за то, чтобы ввести пост президента ЕС, который избирался бы тем же советом на ряд лет, а не по принципу полугодовой ротации, как ныне. Еще одна идея касается введения в комиссии поста министра иностранных дел ЕС.

Отклики на эту франко-германскую инициативу весьма разноречивы. Малые страны ЕС опасаются, что их вообще оттеснят от какого-либо участия в руководстве союзом. Большие видят шанс укрепить свою роль. Кроме того, новая активизация "оси Париж-Берлин", выражающаяся в совместных предложениях Конвенту и праздновании юбилея Елисейского договора, вызывает ревнивую настороженность в Лондоне, ибо негласный руководящий "треугольник Париж-Берлин-Лондон" отступает в ЕС на второй план. Споры еще предстоят, и судьба франко-германской инициативы далеко не определена.

Но сегодня в Париже праздничные речи, заседания, обеды, декларации. Затем мероприятия более скромно продолжатся в Берлине. Один результат юбилея, кажется, есть: в германской столице в обозримом будущем обещают поставить памятник Шарлю де Голлю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
761
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2511
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1696
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1314

Другие новости