Иракский кризис вступает в новую фазу. Срок ооновской инспекции в Ираке, отведенный резолюцией 1441, завершается. Ожидается, что 27 января руководитель этой миссии Ханс Бликс представит СБ ООН итоговый доклад. В ООН и многих столицах в последние дни развернулось обсуждение вопроса о том, как быть дальше.
Для Вашингтона, намеренного "разоружить Багдад" независимо от наличия или отсутствия у него ОМУ, это своеобразный Рубикон. Тем более что "климатическое окно" для военной операции имеется только до начала марта.
Однако президенту Бушу никак не удается политическое обеспечение намечаемой операции. В последние дни возросли трудности с нейтрализацией международного противодействия войне. В центре внимания дипломатии оказалась идея продолжения миссии Бликса и тем самым отсрочки войны. При нависающей угрозе сепаратных действий США любое решение по иракскому вопросу, которое бы принял сейчас СБ ООН, может лишь выявить бесплодность международных усилий по политическому урегулированию. В той или иной мере продолжение инспекции поддержали генсек ООН Кофи Аннан, Париж, Москва, Пекин, Лондон, Берлин, ЕС.
Неприятным сюрпризом для Вашингтона стали сомнения его британского союзника. Продолжая вместе с США военные приготовления (до конца января в Персидском заливе будет сосредоточено уже около 100 тыс. военнослужащих США), Лондон дает понять, что готов согласиться с продлением деятельности Бликса и тем самым с отсрочкой войны.
Это стало важной темой субботнего ужина Тони Блэра и Герхарда Шредера в ганноверском доме канцлера. Последний сам лишь на днях более или менее четко определил позицию Германии. Дело в том, что накануне нового года, желая улучшить свои испорченные отношения с Белым домом, Берлин попытался было маневрировать на иракском поле. Глава МИДа Йошка Фишер косвенно согласился с позицией США, согласно которой для обоснования нападения на Ирак достаточно резолюции 1441. Но сейчас канцлер, а вслед за ним и Фишер вернулись к позиции сугубо политического урегулирования кризиса.
Шредер заявил, что выполнение резолюции 1441 должно быть обеспечено "без военных действий" и дал понять, что такая позиция будет определять германское голосование и в СБ ООН, где немцы вступают в игру в весьма ответственный момент. Эстафета председательства в СБ ООН после французского (в январе) перейдет к ФРГ (в феврале), на который, вероятно, придется самый критический момент в иракских делах. В этой связи Париж и Берлин договариваются о синхронности их линии.
Бесспорным лидером в западноевропейских усилиях по предотвращению войны в Ираке остается, однако, Париж. Примечательными были переговоры министра иностранных дел Доминика де Вильпена в Москве и Пекине на прошлой неделе, подтвердившие общность позиций трех государств по Ираку. Активность Парижа укрепляет его политический авторитет в рамках Евросоюза. Судя по всему, его влияние сказалось на позиции почти всех стран ЕС. "Мы не хотим войны", - так охарактеризовал ее Костас Симитис - премьер Греции, председательствующей в этом полугодии в ЕС.
Согласно данным опросов, во Франции, Германии, Великобритании, Турции антивоенные настроения разделяют около 80% населения. 17 января во Франкфурте-на-Майне намечается сидячая блокада американской авиабазы. На 15 февраля в Лондоне запланирована антивоенная демонстрация, подобная сентябрьской, собравшей более четверти миллиона участников. Еще в декабре все выглядело так, что международное сообщество смирилось с мыслю о неизбежности войны, но уже к середине января апатия уступила место новой дипломатической и общественной активности. Впрочем, по оценке Жака Ширака, наступила чрезвычайно трудная фаза: "Буш хочет обязательно победить Ирак. Он привел в движение такой механизм, который лишь с трудом допускает какое-либо отступление американцев".