- Вы действительно считаете, что эпоха Осло безвозвратно ушла в прошлое?
- Безусловно, соглашения в Осло де-факто перестали существовать. Два года назад их денонсировал не кто иной, как сам Ясир Арафат, развернув свою террористическую интифаду. Террористическая война продолжается до сего дня. Тем не менее надо признать, что за годы, прошедшие после подписания соглашений в Осло, сложилась новая политическая ситуация, возникло палестинское самоуправление, то есть в какой-то мере палестинцы воспользовались своим правом на самоопределение. Этот фактор должен быть учтен, когда в будущем возобновятся израильско-палестинские переговоры.
В целом можно сказать, что мы не стремимся вечно контролировать жизнь палестинцев, но в любом случае они должны установить такое самоуправление, которое бы не угрожало самому существованию Государства Израиль. Пока мы этого не видим. Следовательно, ключи от системы безопасности на палестинских территориях должны находиться у Израиля. Мы не можем допустить, чтобы палестинцам и впредь свободно экспортировалось оружие, включая ракетные установки.
- Палестинцы говорят о демократизации общественной жизни в своей автономии. Каково ваше отношение к тому, что они отменили проведение выборов в январе 2003 года?
- В любом случае на палестинских территориях в ближайшее время проведение демократических выборов нереально. У палестинцев еще просто нет лидеров, которые способны выступить против Арафата и составить ему серьезную конкуренцию. Но даже если бы они и были, палестинский лидер неминуемо использовал бы административный ресурс для того, чтобы их уничтожить, по крайней мере политически. Ведь он контролирует всю общественную жизнь на палестинских территориях, избирательные комиссии фактически подотчетны именно ему, сколько бы это ни опровергали представители его администрации. Даже если бы Арафат не отменил выборы, в нынешней ситуации их нельзя было бы признать демократическими. Никакие реформы не будут работать в палестинском обществе до тех пор, пока Арафат находится у власти.
- А разве сам Арафат не является легитимным палестинским лидером?
- Не всегда демократически избранные лидеры могут оставаться легитимными руководителями. Самый яркий пример в этой связи - Адольф Гитлер. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что он пришел к власти демократическим путем. Каждый лидер определяется не только тем, как он выбран, но и тем, что он делает. Демократически избранный политический руководитель, поддерживающий террор, автоматически перестает быть легитимным лидером.
- В ходе своего европейского турне вы посетили Лондон. Почему по итогам переговоров с главой МИД Великобритании Джеком Стро у вас не было даже совместной пресс-конференции?
- Разногласия между внешнеполитическими ведомствами Великобритании и Израиля действительно достаточно велики. В Лондоне получилась достаточно острая дискуссия по ближневосточным проблемам. Совместного заявления быть не могло, поскольку не было единой точки зрения ни по одному из поднимавшихся вопросов.
- Как вы оцениваете роль и место Израиля в предстоящей военной кампании против Ирака?
- Израиль не является частью антииракской коалиции, создаваемой США и Великобританией, но в то же время наша страна находится в наибольшей опасности. Если у Саддама Хусейна останется хотя бы одна ракета, в том числе относящаяся к оружию массового уничтожения, то он неминуемо ударит по Израилю. Мы будем вынуждены нанести адекватный ответный удар, невзирая на то, одобрят это или нет Соединенные Штаты. В то же время демилитаризованный Ирак - цель настолько важная и серьезная, что мы поддерживаем сейчас любые действия, направленные против саддамовского режима.
- Но ведь новая война в Персидском заливе ввергнет Ближний Восток в острейший международный кризис. Нужно ли это Израилю?
- Как говорит русская пословица, мы выбираем "меньшее из двух зол". Дестабилизация в нашем регионе, которая наступит с началом военной операции против режима Саддама Хусейна, несравнима с теми последствиями, которые может вызвать в дальнейшем наличие у Багдада оружия массового поражения. Как раз в результате военной операции против Ирака регион может стать более стабильным и спокойным.