Время работает не на Саддама Хусейна.
Сенат конгресса США 13 ноября принял военный бюджет на 2003 г., предусматривающий крупнейшие за последние 20 лет оборонные расходы в размере 393 млрд. долл. Накануне этот бюджет был принят палатой представителей конгресса, и после решения сената документ направлен теперь на подпись президенту Джорджу Бушу.
По сравнению с текущим годом новый оборонный бюджет предусматривает увеличение военных расходов на 15%. При этом бюджет содержит увеличение в среднем на 4% жалованья для американских военнослужащих. Не забыто и дальнейшее развитие национальной ПРО. В этих целях предусматривается выделение в 2003 г. 7,6 млрд. долл. на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом президенту США по его усмотрению разрешено в случае необходимости "перебросить" с этих статей расходов 814 млн. долл. на программы по борьбе с терроризмом.
Американский военный бюджет почти в 30 раз больше, чем совокупный военный бюджет семи стран, которые в США считаются агрессивными государствами, поддерживающими терроризм или имеющими программы создания оружия массового поражения (Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан, Сирия). Весь российский бюджет на нынешний год составляет меньше 20% оборонного бюджета США (расходы Москвы собственно на национальную оборону несколько превышают 9 млрд. долл., то есть вполне сопоставимы со средствами, выделяемыми США только на национальную систему ПРО).
Как и обычно, значительную долю своего военного бюджета американцы планируют бросить на разработку новых технологий, на исследовательские и опытно-конструкторские работы, на создание и испытания современного и перспективного вооружения. За последние четверть века Соединенными Штатами созданы не имеющие аналога по своей мощи вооруженные силы, способные эффективно действовать на суше, в воздухе, на море, в космосе, причем превосходить коалицию гипотетических противников на любом из названных направлений. По всей видимости, ближайшее столетие никто в мире подобными уникальными военными возможностями обладать уже не будет. На этом фоне дебаты о возможности существования некоего многополюсного мира выглядят весьма отвлеченными от реальности рассуждениями.
Мощь национальных вооруженных сил сегодня эффективно используется Вашингтоном для решения политических задач. Самым ярким свидетельством этому является фактическая капитуляция Ирака, объявленная режимом Саддама Хусейна в минувшую среду. Вряд ли на этот шаг иракского лидера подвигло мнение мирового сообщества, оформленное в виде резолюции СБ ООН. Скорее всего, трезво оценив собственные военные возможности, революционное командование Ирака пришло к выводу, что лобовое столкновение с военной машиной США будет самоубийственным для Багдада. Силовая акция Пентагона на практике превратится в безнаказанное избиение иракской армии.
В 1991 г. верховное командование Ирака еще испытывало некоторые иллюзии относительно боевых возможностей национальных вооруженных сил. Однако на исходе 2002 г. подобный оптимизм уже напрочь отсутствует среди иракских политиков и военных, хотя десятилетием ранее Багдад вступил в схватку не только с одними Соединенными Штатами, а с целой коалицией государств (более 25 держав), представленной на поле боя мощными многонациональными силами.
Несмотря на фактическую сдачу Ирака без боя, группировки военно-воздушных и военно-морских сил США в районе Персидского залива продолжают наращиваться. В американской администрации считают, что в недавнем письме в ООН министра иностранных дел Ирака Наджи Сабри о согласии принять международных инспекторов по разоружению уже содержится нарушение резолюции СБ ООН номер 1441.
В девятистраничном письме Багдад "не выдвигает никаких условий и не задает вопросов". В документе подчеркивается, что у Ирака нет, не было и не будет никакого оружия массового уничтожения. Однако, по мнению администрации США, в иракском письме в отношении ОМП данные ложные. Таким образом, вовсе не исключено, что Белый дом даст команду на запуск механизма по приведению своих давних угроз в отношении Саддама Хусейна в исполнение.