Генсек НАТО Джордж Робертсон и Владимир Путин продемонстрировали схожие взгляды на проблему урегулирования в Чечне.
Завершившаяся вчера короткая поездка российского президента в Европу не принесла Владимиру Путину ощутимых политических дивидендов. По сути, ее единственным осязаемым итогом стало подписание в ходе брюссельского саммита ЕС-Россия заявления по Калининграду (см. "НГ" от 12.11.02). Но этот продукт долго вызревавшего компромисса, как единодушно считают наблюдатели, состоит в основном из уступок с российской стороны, которая фактически согласилась, что наши граждане будут путешествовать "из России в Россию" с разрешения третьего государства.
После "уступки по Калининграду" Путин, очевидно, не мог "сдать Чечню". В итоге текст совместного коммюнике (куда европейцы хотели вставить пункт о политическом урегулировании чеченского вопроса) так и не был подписан. Это означает, что согласия по самому чувствительному вопросу сегодняшней повестки дня Россия с Европой достичь не могут. Что и было - в разных лексических формулировках - констатировано самим Путиным, а также его главным визави в Брюсселе Андерсом Фогом Расмуссеном - премьером председательствующей в ЕС Дании. Расмуссен заявил, что чеченскую проблему нельзя сводить только к терроризму, призвав Москву к диалогу. Между тем генсек НАТО Джордж Робертсон, с которым Путин также встретился в Брюсселе, продемонстрировал большее понимание российской позиции, указав, что на Северном Кавказе допустимо использовать как политические, так и военные средства.
Вчерашний визит российского лидера в Осло проходил в более благоприятной атмосфере. Он начался встречей с германским канцлером Герхардом Шредером. Это был первый их контакт после германских выборов. Центральной темой переговоров, судя по всему, был Ирак. Путин особо подчеркнул, что принятие резолюции ООН представляет хорошую возможность избежать войны, и дал понять, что Москва пытается сейчас уломать Саддама, чтобы тот пошел на выполнение требований ООН. Германскому канцлеру, являющемуся наиболее последовательным в Европе противником военной акции США в отношении Ирака, ничего не оставалось делать, как отметить особый вклад России в решение иракской проблемы.
Безусловно, главными событиями норвежского визита стали встречи с королем Норвегии Харальдом V и премьер-министром Норвегии Кьель-Магне Бондевиком. В отличие от саммита Россия-ЕС характер переговоров российского президента с руководством Норвегии был гораздо спокойнее, а самые щекотливые вопросы оказались "за кадром". Так, например, до сих пор не решенную проблему разграничения Баренцева моря Путин и Бондевик практически не затронули, ограничившись тем, что выразили намерение заключить соглашение о линии разграничения как можно скорее.
По словам высокопоставленного источника в российской делегации, для Москвы сейчас крайне важно договориться о работе над совместными проектами, особенно в энергетической сфере, а также оказать практическое содействие сотрудничеству предпринимателей двух стран. Кстати, совместных проектов России и Норвегии немало. Одним из основных на переговорах был вопрос о совместном освоении нефтяного Харьягинского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. В Осло побывали и представители российского бизнеса.
***
Европейские СМИ, широко освещавшие саммит РФ-ЕС, сделали особый акцент на чеченской проблеме. Многие издания обвиняют Брюссель в попустительстве Москве в ее политике на Северном Кавказе.
"Монд" (Франция): "Если во время саммита европейские руководители в большинстве своем высказывали пожелание, чтобы "российско-европейские отношения не определял вопрос о правах человека", многие представители Евросоюза тем не менее накануне открытия встречи осудили "преступное молчание" ЕС по поводу "геноцида", совершаемого, по их словам, российскими военными в Чечне".
"Либерасьон" (Франция): "Мало сказать, что хозяева саммита не прижали Путина к стенке... Основная часть встречи была посвящена урегулированию вопроса российского анклава. И, без сомнения, именно для того чтобы отплатить за сдержанность европейцев в отношении Чечни, Владимир Путин пошел на компромисс, предложенный ЕС".
"Франкфуртер рундшау" (Германия): "Попытки Путина запугать ЕС (после Всемирного чеченского конгресса в Копенгагене. - "НГ") лишний раз показывают, что Россия еще не стала в полной мере демократической страной. Однако трусливая реакция Евросоюза, который расстелил красную дорожку для приема Путина в Брюсселе, и того хуже. Теперь весь остальной мир знает, что Европой легко помыкать. И что претензии ЕС на наличие сильной внешней политики есть не более чем шутка".
"Вельт" (Германия): "Если кто-то и был тем человеком, который извлек пользу из событий 11 сентября, то это российский президент Путин. О том, чтобы получить лучшую возможность оправдывать свою войну в Чечне, он не мог и желать... Чечня была легкомысленно отдана на откуп России как внутренняя проблема".
"Берлингске тиденде" (Дания): "Тот факт, что, несмотря на все, ЕС под председательством Дании и Россия смогли отстраниться от своих разногласий и достичь договоренности по Калининграду, впечатляет. Остается надеяться, что теперь у Дании и у Евросоюза в целом появится возможность обсуждать с Россией чеченский вопрос без того, чтобы втягивать в это различные другие темы".
Брюссель-Осло
С использованием материалов inosmi.ru