Саммит начался с крепких укопожатий.
Президент Владимир Путин и высокие представители ЕС должны были подписать вчера на саммите в Брюсселе "Совместное заявление Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации". В нем, в частности, стороны договорились "предпринять специальные усилия для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с будущим транзитом людей и товаров между Калининградской областью и другими районами России".
Применительно к конкретной ситуации это, к примеру, означает, что москвичи или жители каких-то других регионов Большой земли могут теперь спокойно ехать на Новый год к своим родственникам в калининградский анклав без риска быть задержанными на литовской границе на обратном пути.
Дело в том, что 1 октября правительство Литвы, как это и подразумевалось его соглашением с Брюсселем, приняло постановление, которое устанавливало, что на "переходный" полугодовой период с 1 января по 1 июля 2003 года следовать транзитом через Литовскую республику или находиться на ее территории до 30 дней без визы могут лишь граждане РФ, постоянно проживающие в Калининградской области.
Теперь, с подписанием означенного заявления РФ-ЕС, это решение Вильнюса будет модифицировано таким образом, что с 1 января для железнодорожных пассажиров визы вводиться не будут. Правда, об этом в документе саммита прямо не сказано. Просто в ходе встреч в канун саммита переговорщики договорились, что те правила пограничного контроля, которые с 1 января - в соответствии со своими соглашениями с ЕС - вводит Литва, будут "применяться в гибкой манере", с тем чтобы не нарушить существующий порядок транзита пассажиров, следующих поездом. Столь осторожная формулировка, как разъяснил "НГ" источник, близкий к переговорному процессу, связана с тем, что европейцы очень щепетильны во всем, что касается суверенитета Литвы. Соответственно в заявлении зафиксировано право последней "на осуществление необходимого контроля и на отказ во въезде на ее территорию".
Итак, в поездах люди будут ездить, как ездили, но только до 1 июля. Для автомобильного же транспорта, включая рейсовые автобусы, никакой полугодовой оттяжки не предусматривается (вообще для автовладельцев визы уже существуют с 1995 г.).
Ну а что же произойдет после 1 июля? Подписанным между Россией и ЕС заявлением предусматривается введение упрощенного транзитного документа (УТД), который будет представлен в двух видах. Первый - многократного действия и сроком на несколько лет - будет выдаваться консульствами Литвы в РФ и будет снабжен фотографией. Второй - который называется "упрощенным проездным документом на железной дороге" (УПД-ЖД) - будет выдаваться литовскими пограничниками пассажирам поезда по предъявлению российского общегражданского или загранпаспорта на границе, и он действителен только для разовых поездок туда и обратно. Но после 2004 г. основанием для выдачи УПД-ЖД будет лишь наличие у имярека заграничного паспорта гражданина РФ.
Важным итогом саммита стало то, что идея безвизового железнодорожного транзита между Калининградом и "остальной" Россией, за что выступает Москва, не похоронена. Стороны договорились, что в 2003 г. "в максимально сжатые сроки" независимыми консультантами по договоренности между ЕС и Литвой будет проведено технико-экономическое обоснование возможности "безвизового режима для безостановочного транзита высокоскоростным железнодорожным транспортом".
Принципиальным результатом явилось также то, что стороны договорились работать над переходом в реалистичной перспективе (то есть по мере готовности сторон) к установлению на взаимной основе безвизового режима для временных въездов граждан РФ на территорию государств - членов ЕС и соответственно граждан ЕС на территорию РФ.
Очевидно, что после московского "Норд-Оста" к нам теперь в Европе относятся более настороженно. Мы теперь для единой Европы стали "европейским "Норд-Остом" - и как увязшая в войне страна, которая не может обеспечить безопасность своих граждан даже в столице, и как та далекая от остальной Европы ойкумена, которая не разделяет то видение путей урегулирования чеченской проблемы, которое предлагает ЕС.
Брюссель