- До саммита ЕС-Россия в Копенгагене осталось чуть больше трех недель. Как вы расцениваете сегодняшнюю ситуацию во взаимоотношениях обеих сторон и уровень подготовки к саммиту?
- Прежде всего хочу сказать, что Европейский союз считает Россию своим стратегическим партнером. Мы хотели бы и далее укреплять и расширять наше сотрудничество с Россией. Это фундаментальная позиция ЕС и каждого из входящих в его состав государств.
Конечно, вопрос Калининграда весьма чувствителен, причем не только для России и ЕС, но и для будущих новичков союза, особенно Литвы. Для нас это не только проблема виз или пересечения границ. Речь также идет о нашем участии в развитии инфраструктуры Калининградской области. Для экономического подъема области продолжают выделяться средства и через нашу программу TACИС, в частности в сферу энергетики, транспорта и охраны окружающей среды. На сегодняшний день нами уже выделено 40 миллионов евро на гранты в рамках программы ТАСИС.
Что касается проблемы виз, то Совет министров ЕС на уровне шефов дипломатии обсуждал недавно методы ее решения и подтвердил предложения Европейской комиссии, сформулированные в конце сентября. Речь идет о подготовке нового, значительно упрощенного документа, введение которого существенно облегчило бы, на наш взгляд, транзитное передвижение граждан вашей страны между Калининградской областью и остальной частью России.
Подобного документа до сих пор не существовало ни в рамках Шенгенской системы, ни в законодательстве Литвы. Предполагается, что он будет прилагаться к внутрироссийскому паспорту. Получить его можно было бы в ускоренные сроки на основе списков ваших граждан, регулярно пересекающих государственную границу России с Литвой. Но, естественно, окончательное решение по этому поводу остается за литовской стороной.
Нашими приоритетами в данном случае являются, во-первых, сохранение суверенитета Литвы и, во-вторых, сохранение целостности Шенгенской системы. Что касается вопроса о безвизовом транзитном железнодорожном сообщении между Калининградом и остальной частью России, то он в соответствии с решением Совета министров ЕС сейчас рассматривается совместно с литовскими властями, и, в частности, изучаются технико-экономические обоснования такого сообщения. Но в принципе уже ясно, что окончательное решение этого вопроса должно быть принято после вступления Литвы в Европейский союз. Думаю, что данный вопрос будет затронут и на саммите стран - членов ЕС, который состоится 24-25 октября.
Мы очень хотели бы найти компромисс с Россией по вопросу о Калининграде. Но, конечно, должны соблюдать при этом и собственное законодательство, то есть Шенгенские договоренности.
- Можете ли вы прокомментировать заявление российского премьера Михаила Касьянова о том, что новые предложения ЕС по транзитному сообщению с Калининградом, сформулированные председателем Еврокомиссии Романо Проди, - это фактически те же старые идеи, завернутые в новые оболочки?
- Но ведь это действительно новый, упрощенный документ, предназначенный для транзита российских граждан через Литву, фактическое дополнение к Шенгенскому законодательству! К тому же ваши граждане могли бы получать его на основе не зарубежного, а внутреннего паспорта и, кстати, по очень недорогой цене. Ожидается, что внутренние паспорта будут приниматься для этих целей в течение двух ближайших лет. Это явно новые элементы в согласовании наших позиций по данной проблеме. Надеюсь, что и российская сторона сделает встречные шаги в поисках взаимоприемлемого решения. Одним из них, на мой взгляд, является открытие новых консульств Литвы на территории Калининградcкой области.
- Возвращаясь к вышеупомянутому заявлению премьера Касьянова, хотел бы вас спросить: считаете ли вы его весьма жесткий тон проявлением неуступчивой позиции российских властей по Калининграду или рассматриваете данный факт всего лишь как пробный шар, своего рода "испытание ЕС на прочность" в канун заседания шефов дипломатии, чтобы оказать влияние на их решения по данной теме?
- Я отвечу на ваш вопрос так: наши контакты с российским руководством продолжаются, и мы, думаю, уже продемонстрировали гибкость наших подходов. Разница позиций пока существует, но ведь до саммита РФ-ЕС в Копенгагене еще есть время, и я, как оптимист по натуре, надеюсь, что необходимый компромисс будет найден.
- Вы полагаете, что сейчас дела тормозятся Москвой, а Евросоюз дальше в своих уступках пойти уже не может?
- Предложения, высказанные по калининградскому вопросу Еврокомиссией, были в основном одобрены всеми странами - членами ЕС. Я считаю, что наша позиция ясна.
- То есть, по вашему мнению, остается лишь один вариант: Россия должна согласиться с последними предложениями ЕС, озвученными Романо Проди?
- Я все же надеюсь, что каждая из сторон еще постарается найти пути к согласованному варианту решения проблемы.
- Могут лидеры европейских стран оказать влияние на решения Евросоюза по Калининграду или Еврокомиссия действует исключительно по собственным законам?
- Естественно, могут, ведь каждое государство, входящее в ЕС, имеет право высказаться по любому вопросу, обсуждаемому в рамках нашего союза. Думаю, что лидеры европейских стран понимают всю важность калининградской проблемы. И министры иностранных дел, представлявшие их на недавнем заседании Совета министров ЕС, учитывали позиции и взгляды разных сторон, согласившись при этом в целом с предложениями Еврокомиссии.
- Есть ли у Еврокомиссии возражения против идеи пуска железнодорожного экспресса, на большой скорости и без остановок пересекающего территорию Литвы на пути из Калининграда в остальную часть России и обратно, пассажирам которого не потребуются визы? Ведь и литовский премьер Альгирдас Бразаускас поддержал этот вариант, оговорив лишь, что скорость движения состава должна быть не менее 100 км в час.
- Я могу лишь повторить, что 30 сентября Совет ЕС на уровне министров иностранных дел решил, что "страна - председатель ЕС (Дания) и Европейская комиссия обсудят с литовскими властями вопрос технико-экономического обоснования безвизового проезда на поездах, следующих без остановок. Решение может быть принято только расширенным составом ЕС на основе тщательной оценки политических и правовых аспектов и после разрешения технических вопросов". В дополнение к официальному заключению Совета хочу уточнить, что это решение не подразумевает экстерриториальности и тем более не идет речи о некоем коридоре. Контроль властей Литвы над проездом российских граждан будет осуществляться постоянно.
- Калининградская тема сейчас, видимо, в наибольшей мере влияет на переговоры России и Евросоюза. А в каком состоянии находится рассмотрение других вопросов сотрудничества?
- На ноябрьском саммите РФ-ЕС в Копенгагене важное место, конечно, займет тема экономического сотрудничества. Вовсю идет работа по созданию общеевропейского экономического пространства с Россией. Есть продвижение в решении вопросов в сфере энергетики, представляющих взаимный интерес. Мы хотели бы шире сотрудничать с Москвой в вопросах безопасности и обороны, и здесь уже заметен прогресс. И, конечно, мы обсудим важнейшие внешнеполитические проблемы, в частности ситуацию на Ближнем Востоке.