Сегодня с двухдневным визитом в Санкт-Петербург прибывает министр обороны Великобритании Джеффри Хун, который проведет переговоры со своим российским коллегой Сергеем Ивановым. Будут обсуждаться вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе совместные меры по борьбе с международным терроризмом. В центре внимания, естественно, окажутся и горячие точки - Афганистан, Кашмир, Балканы.
Военно-политические контакты между Москвой и Лондоном весьма активны. Совсем недавно с визитом в Москве находился начальник Генерального штаба Королевских вооруженных сил адмирал Майкл Бойс. А в Портсмуте состоялись переговоры представителей Военно-морского флота России, Великобритании и США. Вскоре ожидается визит в Британию российских военных, которые будут изучать опыт подготовки британских военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях.
Террористические акты в США показали, что и в оборонной стратегии Великобритании есть слабые места. Поэтому сейчас завершается разработка новой главы к "Стратегическому обзору оборонной политики" (СООП), посвященной угрозе терроризма. Ключевые вопросы разрабатываемого документа - это оценка новых рисков; анализ причин терроризма; обеспечение внутренней безопасности; операции за рубежом по искоренению ячеек террористических организаций с помощью финансовых, юридических, дипломатических и военных мер; международное и региональное сотрудничество.
Напомним, что этот документ - аналог нашей военной доктрины - был разработан предшественником Джеффри Хуна Джорджем Робертсоном в 1998 г. В документе проведен анализ проблем XXI века в сфере безопасности с целью перераспределения ресурсов таким образом, чтобы, с одной стороны, создать вооруженные силы, способные справиться с этими проблемами, а с другой - добиться экономии средств за счет повышения их эффективности. Хун убежден, что именно претворение в жизнь выводов, содержащихся в СООП, позволило так быстро и эффективно мобилизовать британские войска для проведения операции в Афганистане.
Четыре года назад британские аналитики пришли к выводу, что угроза, исходящая от России, существенно снизилась, в то время как риск "асимметричных угроз" от "плохо управляемых" государств и "экстремистских режимов" значительно возрос. Локальные конфликты возникали по всему миру - от Балкан до Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Поэтому финансовые средства, которые раньше тратились на строительство фрегатов, истребителей и атомных подводных лодок, были направлены на оснащение мобильных сил необходимой техникой - транспортными самолетами, авианосцами и самолетами-заправщиками.
Что же касается международного аспекта деятельности оборонного ведомства, то британский министр предвидит расширение нынешней роли вооруженных сил. В недавнем выступлении в Центре оборонных исследований он намекнул, что Великобритания может принять участие в более широкой антитеррористической кампании, в том числе и в военных операциях в других странах помимо Афганистана. "В конце концов, - подчеркнул тогда Джеффри Хун, - военная доктрина гласит, что предпочтительнее вступить в бой с противником на дальних подступах к своим позициям еще до того, как у него появится возможность атаковать".