-Господин Нудельман, в чем, на ваш взгляд, новизна "плана Буша"?
- Он обращает внимание на главного виновника нынешней тупиковой ситуации на Ближнем Востоке - лидера палестинцев Ясира Арафата и подразумевает его скорый уход с политической арены. Складывается впечатление, что у многих западных политиков лишь сейчас открылись глаза и они увидели перед собой истинного Арафата - человека, всю жизнь исповедовавшего террор, имевшего перед собой одну цель - уничтожить Государство Израиль.
- Но ведь Арафат вряд ли добровольно согласится покинуть свой пост, лишиться власти и влияния. А любой потенциальный соперник, как демонстрируют последние события, будет им тут же "удален с поля".
- Главную роль в отстранении Арафата от влияния на политическую жизнь автономии должно сыграть мировое общественное мнение. Вспомните историю с обструкцией, устроенной австрийскому радикальному политику Йоргу Хайдеру лидерами и общественностью европейских стран и США. Ведь его партия вполне легитимно добилась успеха на выборах, а сам Хайдер претендовал на высокий пост в правительстве. Но под давлением извне вынужден был вернуться на губернаторство в свою небольшую провинцию Каринтия.
А здесь, на Ближнем Востоке, мы наблюдаем политику двойных стандартов в отношении Арафата. "Вот сиди ты на своем посту, назло евреям и американцам, а мы тебя морально и материально поддержим" - разве не так ведут себя некоторые европейские политики? Причем в изменении ситуации заинтересованы и лидеры соседних стран, в частности Египта и Иордании, поскольку никто не хочет, чтобы огонь террора перекинулся и к ним.
- Многие полагают, что Израиль своими действиями тоже нагнетает ситуацию в регионе, проводя боевые "зачистки" на палестинской территории.
- Да, на нас все время давят, особенно европейцы, утверждая что мы, дескать, не так действуем, останавливают нас на полпути, убеждая в необходимости более тонких методов борьбы с террором.
Но нам это непонятно - какие "тонкие меры" может применить в противостоянии с совсем не тонко действующими террористами? Возьмем ту же нашумевшую операцию в Дженине. Ведь там не было ни так называемых ковровых бомбежек, ни вертолетных обстрелов, наоборот - наши военнослужащие аккуратно обходили в поисках террористов квартал за кварталом. Думаю, что так "не тонко" не борется с террористами ни одна армия в мире. Если бы мы действовали жестко, то давно уже добились бы больших результатов, ведь наша армия - сильнейшая в регионе.
- Значит, Израиль, имея скованными собственные руки, теперь надеется в основном на мировое общественное мнение. И как оно должно проявить себя, чтобы сдвинуть мирный процесс на Ближнем Востоке с мертвой точки?
- Америка уже сказала свое слово, необходимы соответствующие твердые заявления российских и европейских политиков. Нельзя ждать, пока сам Арафат захочет покинуть свой пост. Пусть он останется, например, пожизненным палестинским президентом, но абсолютно лишенным возможности управлять боевыми структурами и огромными денежными потоками, текущими сюда из многих районов мира в виде легальной и нелегальной помощи палестинскому народу.
Ведь не секрет, что всеми этими финансами управляет лично Арафат, огромные деньги лежат, в частности, на его личном счету в одном из израильских банков. Ни перед кем не отчитываясь, он тратит эти средства, прежде всего на проведение терактов и на сопутствующую поддержку несчастных семей боевиков-смертников.
- Почему, на ваш взгляд, европейцы очень сдержанно относятся к нынешним акциям Израиля и продолжают сомневаться в необходимости отстранения Арафата?
- Европейские страны, особенно Франция, слишком тесно завязаны на арабскую нефть. Кроме того, в силу своего колониального прошлого и восьмимиллионного мусульманского населения Франция в определенной степени зависима от арабского мира. Ведь еврейская община Франции - это всего лишь полмиллиона человек. Здесь можно усматривать и заискивание официального Парижа перед электоратом, и определенное давление со стороны арабских стран. То же самое в разной степени относится к Германии, Бельгии и к ряду иных европейских государств.
Что касается России, то она сейчас проводит весьма сбалансированную политику в отношении государств Ближнего Востока. Конечно, на это налагают свой отпечаток и события в Чечне, но не надо забывать и то обстоятельство, что каждый пятый из нынешних граждан Израиля родился в одной из бывших советских республик. Я являюсь президентом Форума выходцев из СССР и прекрасно знаю, как они относятся к бывшей Родине, где провели детство, получили образование, чью культуру и литературу впитали вместе с традициями. Никого из них не надо убеждать в том, что Россия является другом Израиля. Хотя порой и мы не совсем понимаем действия Москвы. Например, недавно, как раз после очередного теракта в Израиле, арабские страны поставили на голосование в ООН резолюцию с осуждением нашей страны, и Россия с Белоруссией неожиданно поддержали ее, хотя даже многие мусульманские страны воздержались от голосования.
А ведь именно Израиль первым поддержал Россию в борьбе с чеченскими сепаратистами и террористами. Мы прекрасно понимали, что именно происходит в Чечне, что представляют собой мусульманский экстремизм и ваххабизм.
- Но ведь и США с приходом к власти нынешней администрации поначалу более благоволили вашим арабским соседям. Такое поведение связывали с интересами семейства нефтепромышленников Бушей и их окружения. И лишь в последнее время президент США стал вести более жесткую политику по отношению к Арафату.
- Весь мир живет двойными стандартами. Например, всем известно, что Саудовская Аравия является главным финансистом "Аль-Каиды" и исламского террора. Но все поддерживают с этой страной нормальные отношения, не предпринимая никаких контрмер против распространения экстремизма. Видимо, здесь замешаны и какие-то иные интересы.
- Есть смысл в сооружении разделительной стены между израильтянами и палестинцами?
- Это, на мой взгляд, популизм и бессмысленная трата средств. Думаю, что гораздо более действенную роль сыграло бы устранение лидеров ХАМАС и других терорганизаций, в том числе, может, и физическое, но главное - их высылка подальше от нашего региона.
- Но даст ли избавление от них желаемый результат? Ведь растут мальчишки-палестинцы, не имеющие за душой ничего, кроме злобы к Израилю, - что делать с ними-то?
- Я могу показать вам немало материалов, например из палестинских учебников, где на месте нынешнего Израиля начертана Палестина. Для евреев здесь места попросту нет, они должны быть сброшены в море. На таких идеях палестинские руководители воспитывают уже не одно поколение детей.
- Так, может, единственный выход из нынешней тупиковой ситуации - все-таки ввод в регион миротворцев из многих стран под эгидой ООН, ввод на многие годы, возможно, на десятилетия? И одновременно - кропотливая работа по налаживанию добрососедских отношений между израильтянами и палестинцами. Ведь после переговоров в Осло, в середине 1990-х годов, был небольшой период взаимного примирения, взаимопонимания. Значит, прогресс в отношениях возможен?
- Хотелось бы в это верить, но... Ситуация в регионе осложняется с каждым годом. Созданные израильтянами в последние десятилетия палестинские университеты превратились в рассадники национализма, радикального исламизма и терроризма. Думаю, что многим политикам в мире пришла пора понять, что в данном случае речь идет не об одном лишь Израиле и его борьбе за свое выживание. Он - всего лишь форпост западной цивилизации, своего рода осажденная крепость, которая борется с окружающим его исламом.
Идет тщательно спланированное и организованное исламскими радикалами наступление на западную цивилизацию. Происходящие сейчас события имеют совсем не спонтанный характер. Те, кто всего этого пока не понимает, могут очнуться от забытья слишком поздно.