Пекин - один из важнейших партнеров Москвы в области военно-технического сотрудничества. Это общеизвестно. Министр обороны России Сергей Иванов на прошлой неделе завершил официальный визит в Китай. По оценкам как российской, так и китайской сторон, визит оказался в целом успешным, однако не обошлось и без некоторых накладок. Москва аккуратно выполняет экспортные обязательства перед Пекином, однако за последнее время военно-техническое сотрудничество и достаточно дружеские отношения между ОПК обеих стран стали все чаще омрачаться инцидентами.
Начало этому процессу было положено поспешно организованным тендером на постройку для Китая двух эсминцев проекта 956Э. Ранее было определено, что китайский контракт будет выполнен предприятием "Северная верфь". Однако руководство Российского агентства по судостроению организовало и провело тендер на постройку эсминцев для КНР в такой суете и со столь вопиющими нарушениями российского законодательства, что "Северная верфь" без труда оспорила решение агентства и заказ на постройку эсминцев для Китая был передан обратно. Официальный Пекин неоднократно давал понять, что подобное развитие событий его не вполне устраивает.
Несомненно, в результате интриг и возни вокруг китайского заказа пострадал престиж российского судостроения. Казалось бы, из произошедшего должны быть сделаны выводы и приняты соответствующие меры, чтобы подобное впредь не допускалось никогда. Отнюдь. Как известно, не так давно было заключено российско-китайское межправительственное соглашение о поставке военно-морским силам Китая восьми подводных лодок "Кило", представляющих собой модификацию хорошо зарекомендовавшей субмарины, иногда называемой "Варшавянкой". Стоимость одной ПЛ - 200 млн. долларов. Подчеркнем, что новые подводные лодки, заказанные Пекином, обладают несравненно большими боевыми возможностями по поражению целей, поскольку оснащены противокорабельным ракетным комплексом, не имеющим аналога на Западе.
3 июня 2002 г. "Рособоронэкспорт" распределил заказ Пекина между российскими судостроительными компаниями следующим образом (о чем был подписан так называемый договор о комиссии). Пять подводных лодок должны построить "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург), две - "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре) и одну - судостроительный завод "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Отметим, что в этом была несомненная логика, ибо ранее "Варшавянки" строились именно этими предприятиями. В частности, в свое время "Адмиралтейские верфи" передали флоту и инозаказчикам 12 субмарин, "Амурский судостроительный завод" - 15, "Красное Сормово" - 14. Больше "Варшавянки" на территории страны не строились ни одним предприятием.
Казалось бы, новому большому китайскому заказу не угрожают никакие подводные камни. Однако чиновники от судостроения пошли уже проторенной дорогой тендера по эсминцам. В самый последний момент руководство Российского агентства по судостроению решило переписать список российских верфей, уже оговоренных с Пекином, и передать заказ на постройку двух субмарин "Кило" с Амурского судостроительного завода на Северное машиностроительное предприятие (Северодвинск). Рассмотрим, насколько такая "переигровка" оправданна с финансово-экономических позиций и что представляют собой упомянутые заводы на судостроительной арене.
СМП сегодня - своего рода черная дыра военного кораблестроения. Предприятие поглощает до 90% средств гособоронзаказа для ВМФ, а отдача пока весьма сомнительна. На стапелях СМП находятся подводные лодки трех проектов, что явно выходит за рамки здравого смысла, а сроки их сдачи ВМФ постоянно переносятся. Что касается строительства на СМП двух дизельных подводных лодок "Кило", то для северодвинских верфей это, отметим, принципиально новая задача. Предприятие уже давно не занимается дизельными субмаринами. Последняя лодка этого класса была передана в боевой состав флота более чем сорок лет назад. Таким образом, у нынешнего поколения северодвинских корабелов нет опыта сооружения "Варшавянок", и процесс подготовки производства на СМП займет весьма длительное время. Напомним, что срок передачи лодок Китаю достаточно жесткий и что он в результате переноса заказа на СМП может быть элементарно сорван.
Еще одна немаловажная деталь. Путь транспортировки лодок в Китай из Северодвинска лежит вокруг Африки. Однако если стоимость доставки пяти субмарин подобным образом с "Адмиралтейских верфей" оговорена российско-китайскими соглашениями, то о Северодвинске в нем ни слова - а это, заметим, миллионы долларов. К слову говоря, если бы эти субмарины строились в Комсомольске-на-Амуре, то в Китай они по контракту должны были уйти своим ходом. По существу, перенос заказа в Северодвинск означает изменение условий контракта, если не его срыв. Особо отметим, как только на горизонте появляется выгодный и многомиллионный контракт, так сразу в судостроительной администрации начинаются нездоровый ажиотаж, мышиная возня, смена подрядчиков и беспричинная корректировка согласованных ранее обязательств.