Российский министр обороны Сергей Иванов отбыл вчера с официальным визитом в Китай, где ему предстоит ряд встреч с руководством КНР. Относительно слабый инновационный потенциал китайской оборонной промышленности вынуждает Пекин решать проблему модернизации китайской армии на пути прежде всего импорта вооружений и технологии их производства. Именно с этим обстоятельством связаны усилия китайского руководства по приоритетной модернизации ВВС и ВМС, определенная роль в которой отведена военно-техническому сотрудничеству с Москвой.
Китай уже приобрел 48 истребителей Су-27 и лицензию на их производство. Эти машины предназначены для завоевания превосходства в воздухе и не обладают возможностью нанесения ударов по наземным целям или кораблям противника. После подписания российско-индийского контракта на поставку многофункциональных Су-30МК Пекин проявил заинтересованность в приобретении почти сотни подобных машин. Первые 10 таких истребителей поколения "4+" были поставлены Россией в 2000 г. Перехватчики Су-30МКК перелетели из Комсомольска-на-Амуре на авиабазу в Уху, в 100 километрах от города Нанкин (юго-восток Китая). Там дислоцируется 1-й полк 3-й истребительной авиационной дивизии "Три меча", которую к 2004 г. планируется полностью перевооружить новыми российскими самолетами.
КНР уделяет особое внимание росту боевого потенциала своего военно-морского флота. Первым этапом к этому стало приобретение Пекином в России двух эсминцев пр. 956Э. Корабли данного проекта являются многоцелевыми и имеют полное водоизмещение до 8000 тонн. Главная "изюминка" этих эсминцев состоит в их оснащении противокорабельным ракетным комплексом "Москит" с двумя счетверенными пусковыми установками для крылатых ракет 3М-80. Благодаря сверхзвуковой скорости полета, сверхмалой высоте и способности выполнять сложные противозенитные маневры эта ракета, принятая на вооружение в 1984 году, до сих пор остается непревзойденной за рубежом. При наличии прикрытия с воздуха два таких эсминца радикально меняют баланс ВМС в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также значительно снизят возможности американцев оказывать давление своим авианосным присутствием, как они это делали в период последнего кризиса в Тайваньском проливе. В настоящее время заключен контракт на поставку еще двух боевых кораблей аналогичного класса.
Большой интерес Пекином проявляется и к закупкам подводных лодок российского производства. В частности, в мае этого года заключен контракт на поставку 10 ПЛ проекта 636. Эксперты не исключают, что в дальнейшем производство субмарин этого типа будет организовано и на китайских верфях. К крупным достижениям российско-китайского военно-технического сотрудничества относится и заключение в конце прошлого года двух контрактов на поставку Пекину зенитных ракетных систем типа С-300ПМУ.
Помимо этого китайская сторона проявляет заинтересованность в закупках крупных партий реактивных пехотных огнеметов "Шмель", 120-мм самоходных артиллерийских орудий "Нона-СВК", боевых машин пехоты БМП-3, 300-мм реактивных систем залпового огня "Смерч", 152-мм самоходных гаубиц "Мста-С", трехкоординатных РЛС различных типов, комплексов разведки и радиоэлектронной борьбы, вертолетов корабельного базирования Ка-27, а также в приобретении лицензий на самостоятельное производство ряда систем ВВТ.
Среди представителей российского оборонно-промышленного комплекса распространено мнение, что военно-техническое сотрудничество России и Китая необходимо рассматривать в более широком контексте внешнеэкономических связей двух стран. В этой связи, полагают они, стратегическое партнерство в сфере высоких технологий должно перейти на качественно новый уровень: от торгово-посреднической модели, характерной для конца XX века, к кооперационно-инвестиционной, которая будет определять наши отношения в нынешнем столетии. Каждая из двух стран обладает для этого необходимыми научно-техническими и финансовыми ресурсами, а также политической волей. Стратегическое партнерство России и Китая в области высоких технологий имеет хорошие перспективы, реализация которых позволит смотреть на будущее военно-экономического баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе с большим оптимизмом. Доля Китая в общем объеме военных поставок России зарубежным странам в ближайшие годы может составить от 30% до 50%.
Однако связывать двусторонние достижения в области военно-технического сотрудничества двух стран с заслугами Министерства обороны России было бы, наверное, неверно. Поставки вооружения Пекину осуществляются на основе межправительственных соглашений, которые подписываются на самом высоком уровне. В частности, в свое время решение о поставках в Китай истребителей Су-27 принимал еще ЦК КПСС. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сегодня.
Что касается сотрудничества непосредственно между военными ведомствами двух стран, то надо заметить, что за последние десятилетия оно изменилось мало и остается практически на нулевой отметке. Обмен визитами министров обороны носит во многом ритуальный характер. Совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки между армиями Москвы и Пекина не проводится, и в целом взаимные связи в военной сфере больше напоминают отношения потенциальных соперников, нежели дружественных государств. Хотя вполне возможно, что визит Сергея Иванова в Пекин, образно говоря, сдвинет этот воз с места.