Израильские вертолеты "Апач" и танки вчера вновь провели обстрел здания штаб-квартиры палестинской службы безопасности в Бейтунии - ближайшем пригороде Рамаллаха. Обстрел начался после отказа палестинской администрации выдать 50 человек, обвиняемых Тель-Авивом в причастности к терроризму.
Штурм израильскими войсками штаб-квартиры Ясира Арафата в Рамаллахе начат был под тем предлогом, что он якобы оказался неспособным воспрепятствовать перерастанию интифады в войну камикадзе. В моей памяти в связи с этим невольно воскресает разговор с Арафатом, который состоялся около 30 лет назад в подземном бункере после первого боевого сражения палестинцев с израильскими войсками. Помню, как на все мои доводы о снятии лозунга об уничтожении "сионистского образования" и отказе палестинцев от терроризма Арафат привел контрдовод: как лидер революции он не в состоянии это сделать. Он не может лишать себя поддержки со стороны нескольких поколений палестинцев, которые после изгнания с родины вынуждены прозябать на чужбине или в лагерях беженцев. В последующие годы Арафат, став лидером Палестинской автономии, все же снял лозунг об уничтожении Государства Израиль. Но он не в состоянии был воспрепятствовать новым поколениям палестинцев вести самоотверженную борьбу за право иметь свою родину и свой очаг. Но за это время появилось несколько поколений израильтян - жителей Земли обетованной, о безопасности которых должно заботиться любое правительство Израиля.
В этом году исполнится 55 лет разделу постколониальной Палестины и установлению международного статуса для Иерусалима как священного города для последователей трех религий. Принятая по этому поводу в ноябре 1947 года резолюция ООН как бы выписывала метрику на рождение двух - еврейского и арабского - государств в установленных для них границах. Но своей метрикой рождения сумел воспользоваться только Израиль в границах, вышедших, однако, далеко за пределы, установленные резолюцией. Все другие пункты этой резолюции до сих пор так и остались не выполнены. В Палестине и вокруг нее образовался ближневосточный очаг перманентной напряженности. Корни самого длительного конфликта ХХ столетия уходят не только в конец ХIХ века, когда почти одновременно стали формироваться идеологии еврейского сионизма и исламского арабизма, но и в более древнюю историю. В результате он породил пять арабо-израильских войн и еще два более продолжительных кризиса - в Ливане и вокруг Персидского залива.
Но совершенный в дни бейрутского саммита кровавый теракт в израильском городе Натания и предпринятая вслед за этим правительством Ариэля Шарона акция возмездия, направленная против штаб-квартиры Арафата, инициировали созыв заседания СБ ООН. На нем, как известно, была принята резолюция 1402 о прекращении огня, содержащая не только осуждение терактов со стороны палестинцев, но и действия Израиля, нарушающие достигнутые ранее договоренности. Очередная резолюция по урегулированию конфликта приобретает на этот раз глобальные измерения. До этого постоянно подчеркивалась сущность самой палестинской проблемы в ближневосточном урегулировании. Теперь же в условиях глобального размаха антитеррористической борьбы урегулирование израильско-палестинского кризиса становится одной из сердцевинных проблем глобальной борьбы против международного терроризма.
Палестина и Израиль, считающиеся родиной трех религий, могут превратиться в арену давно предсказуемого "столкновения на разломах цивилизаций". Каждая из сторон будет считать себя при этом правой в войне за свою свободу и безопасность. Но если они будут вести ее, прибегая к террористическим методам, то обрекут себя на отлучение от глобального фронта борьбы с международным терроризмом. Это сознают, кстати, и израильские военные эксперты и политологи, авторы вышедшего в Лондоне исследования "Национальная безопасность Израиля в XXI веке". В нем приводится вывод бывшего израильского министра обороны Ицхака Мардыхая о том, что "с терроризмом и партизанскими диверсиями нельзя справиться только военным путем".
В преддверии последнего десятилетия ХХ века мне с поэтом Давидом Кугультиновым пришлось участвовать в марше мира у древних стен Иерусалима. Новогоднюю ночь мы встречали с ним в Назарете в компании наших гостеприимных палестинских и израильских хозяев. Один за другим следовали тосты за "новую эпоху в новой эре". Теперь невольно припоминаются слова наших хозяев, израильских и палестинских писателей, о том, что корни вражды на Святой земле уходят далеко за ее пределы. Исламисты-радикалы выдают себя за палестинцев больше, чем сами палестинцы, а заокеанские благодетели Израиля считают себя, наверное, более правоверными сионистами, чем основатель сионизма Теодор Герцль. Механизм борьбы с терроризмом должен быть, очевидно, выработан и приведен в действие самой Организацией Объединенных Наций. Тогда принимаемые ею резолюции будут иметь более эффективное действие.