8 апреля в Нью-Йорке откроется сессия подготовительного комитета конференции государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Задача комитета - не только решение организационно-процедурных вопросов, но и разработка основных положений новых документов. Следует подчеркнуть, что предыдущий ДНЯО, подписанный в 2000 г. и рассчитанный на пятилетний срок, по оценкам российских экспертов, подтвердил свою ключевую роль в создании эффективной международной системы контроля в сфере ядерного разоружения.
В течение двух недель основные усилия специалистов будут направлены на выработку дальнейших мер, направленных на повышение эффективности контроля за ядерным оружием и прекращение гонки вооружений в этой области.
Стороны, вовлеченные в этот процесс, не обходятся без взаимных упреков. Так, американская сторона постоянно поднимает перед Москвой вопрос о свертывании российско-иранского сотрудничества в реализации ядерных программ Тегерана. Официальные лица в Вашингтоне высказывают опасения, что, несмотря их на декларируемый мирный характер, результаты работ могут быть использованы и в военных целях. В свою очередь, Россия косо смотрит на то, что Соединенные Штаты до сих пор не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Более того, Вашингтон уже объявил о начале работ по повышению готовности полигона в штате Невада на случай возобновления ядерных испытаний. Уже раздаются и призывы провести там испытания ядерных боеприпасов малой мощности. Такая позиция, считают в российском МИДе, бросает тень на саму идею договора.
Российское руководство неоднократно заявляло о готовности к еще более значительным сокращениям ядерных вооружений при условии сохранения стратегической стабильности. Однако решение американской администрации о выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 г. (ДПРО-72 г.), по мнению российской стороны, фактически открывает новый этап в гонке вооружений. Российские эксперты убеждены, что заявление Вашингтона о выходе из ДПРО-72 г. негативно сказывается не только на стратегической стабильности, но и на работе разоруженческих механизмов в целом. С этим выводом, кстати, солидарны и многие партнеры Соединенных Штатов по Североатлантическому альянсу.
Нельзя не учитывать и на тот факт, что растет число так называемых пороговых государств, которые обладают технологиями создания ядерного оружия. Израиль, Индия и Пакистан, хотя не числятся в официальном "ядерном клубе", де-факто уже давно перешагнули этот рубеж. Причем "отвергнутые" "ядерной пятеркой" (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) Дели и Исламабад отказываются выполнять мораторий на испытания ядерного оружия.
Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с угрозой ядерного терроризма, а также проблемы повышения сохранности ядерных и радиоактивных материалов. В частности, российская сторона еще в прошлом году внесла на рассмотрение международных экспертов проект Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма и надеется, что этот документ будет поддержан и другими членами международного сообщества.